Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 16.04.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Словари на уроках русского языка [3]
Лучший методический кабинет – центр самообразования и совершенствования педагогического мастерства [4]
«Учитель новой школы... Какой он?» 2014 [7]
«Учителями славится Россия» 2013 год [54]
«Учитель новой школы... Какой он?» 2015 [7]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Конкурсы для педагогов » Словари на уроках русского языка

    Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке

     Цели урока:

    - совершенствовать навыки работы со словарями;

    - систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и  фразеология»;

    - развивать интерес к русскому языку.

    Оборудование: различные словари; карточки с заданиями; стенгазеты; рисунки учащихся.

    Эпиграф: Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке (Анатоль Франс).

    Ход урока:

    I. Оргмомент.

    Вступительное слово учителя.

    Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

    В его столбцах мерцают искры чувства.

    В подвалах слов не раз сойдёт искусство,

    Держа в руке свой потайной фонарь.

    На всех словах - события печать,

    Они дались недаром человеку...

    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

    Нет, не словарь лежит передо мной,

    А древняя рассыпанная повесть.

    С.Я. Маршак

    Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке познакомиться и подружиться с замечательными книгами - словарями русского языка

    II. Актуализация.

    Название всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь — вся вселенная в алфавитном порядке».    

    А как вы, ребята, понимаете  значение слова словарь?

      Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова и выясним, как разъясняется в нем значение этого слова.

    Словарь.

    1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Чешско-русский словарь. Толковый словарь. Орфографический словарь.
    2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден».

     Для чего нам нужны словари?

     В каких случаях они приходят к нам на помощь?

     Назовите словари, к которым мы обращаемся чаще всего на уроках русского языка.

    Какие словари вам еще известны?

    III.Творческая работа по группам.

    1. Работа со статьей словаря

    Класс делится на четыре группы, которые работают со словарными статьями:

    1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

    2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

    3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

    4) В санатории нам определили пятый стол.

    1.  Знакомство со словарями

    А сейчас мы познакомимся со словарями! «Словари» расскажут нам о своем рабочем дне, а вы определите какой словарь перед вами.

    Фразеологический словарь.

     Ученик от имени фразеологического словаря: «Я встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

    Учитель: О каком словаре идет речь? Как вы догадались об этом?

    Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания?

    Для чего фразеологизмы нужны в речи?

    Ученик: «Да, я фразеологический словарь! Это особый тип толкового словаря, в котором даются фразеологизмы, т.е. выражение типа бить баклуши, пожинать лавры, засучив рукава. В словаре даны толкования значений фразеологических оборотов; приведены различные формы их употребления; их синонимы, антонимы; разъяснено происхождение фразеологических оборотов. Я интересен для людей любых профессий».

    А сейчас попрошу вас, ребята, выполнить мое задание. Используя фразеологические обороты, вам необходимо ответить на мои вопросы.

    Как говорят:

    - о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);

    - когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущение (сквозь землю провалиться);

    - о человеке, который легко меняет свои мнения, решения (семь пятниц на неделе);

    - о безгранично счастливом человеке (на седьмом небе);

    - о человеке, который с утра находится в плохом настроении (встал с левой ноги)?

    Пользуйтесь фразеологическими словарями, и они сделают вашу речь яркой, выразительной!

    Словарь иностранных слов.

    Ученик от имени словаря иностранных слов: «Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашечку кофе с сахаром».

    Учитель: О каком словаре сейчас идет речь?

    С  помощью  каких слов вы догадались об этом?

    Как называют иностранные слова, употребляемые в каком-либо языке?

    Расскажите, как заимствованные слова появляются в нашей речи?

    Ученик: «Я словарь иностранных языков. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, пришедшими в русский язык из других языков. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении».

    Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета (это шарф, галифе, кашне, жабо, берет и др.)

    А сейчас поиграем. О чем идет речь в этих фразах? Вашим ответом должно стать заимствованное слово.

    1. Торжественный смотр войск на Красной площади. (Парад.)

    2. В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

    3. Мы ходим на экскурсию в учреждение, где хранятся письменные памятки прошлого, старинные документы. (Архив.)

    4. мой брат получил документ об окончании школы. (Аттестат.)

    5. Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. (Алфавит.)

    Толковый словарь.

    Ученик от имени толкового словаря: «В 6 часов утра началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий С. Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать»:

    Слалом – скоростное движение по заданному маршруту;

    Биатлон – вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу;

    Фристайл – вид горнолыжного спорта – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трасе, спуск с гор с выполнением различных фигур.

    Угадали что за словарь?

    «Я толковый словарь. Впервые мне дал определение Владимир Иванович Даль.  А кто он такой?» - спросите вы.

    В прошлом веке в России жил человек, который собирал  слова. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, то есть объяснение. Делом всей его жизни стал « Толковый словарь живого великорусского языка. «Это четыре увесистых тома, в которых объяснены тысячи русских слов. В Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова. 

    Словарь – синонимов.

    Ученик от имени словаря синонимов: «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, мыслить, раздумывать, помышлять, кумекать, размышлять, соображать, ломать голову, работать головой, шевелить мозгами».

    Учитель: Что это за словарь? Что такое синонимы?

    Ученик: «Я словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку яркость и выразительность».

    Речь ребят часто бедна. Особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами, обозначающими речевую деятельность. Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить, и т. д.

    А теперь мое задание! К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. Назовите их. (Одержать победу, выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, осилить, побить, сломать, перебороть, восторжествовать, возобладать.

    Учитель: Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует много различных словарей. Надеюсь, вы поняли, что в случае затруднений мы всегда можем обратиться к толковым, орфографическим, фразеологическим, орфоэпическим и другим словарям.

    3.  Калейдоскоп заданий! (систематизация знаний)

     1. Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе слово язык, например, держать язык за зубами.

    2. Подберите слова-синонимы, синонимические словосочетания к следующим фразеологическим оборотам и составьте с ними предложения.

             Кот наплакал-… (чуть-чуть)

             В тот же миг- … (сразу же)

             От корки до корки- …(от начала до конца)

             Как рыба в воде-…(очень хорошо)

             За тридевять земель-…(далеко)

     

    3. Напиши правильно, используя орфографический словарь: акв…рель, жев…ный, бас…ейн, д…станция, ож…релье, почталь…н, ровес…ник, сверс…ник, ф…нтазия.

    4. Определите значение слова угол в данном тексте.

           Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила : « Марина, в угол!» Я шла, останавливалась, думала. После войны я снимала углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли постоянно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения не совпадающий с прямым и верным.

    Угол:

    1 в геометрии: плоская фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.

    2 место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-нибудь.

    3 часть комнаты, сдаваемая внаем. (Снимать угол )

    4 пристанище, место, где можно жить. (жить в своем углу)

    5 местность, обычно отдаленная ( в глухом углу).

    1. Лексическая работа со словом ТРУД

    а) Уважаемые Словари, сегодня, мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове труд.

    Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.

    Выступления учащихся о значении слова ТРУД

    б) Назовите пословицы со словом ТРУД

    в) Подберите синонимы к слову ТРУД

    г) Подберите антонимы к слову

     д) Назовите фразеологизмы со словом ТРУД

    IV. Рефлексия

    Слово учителя:

    Сегодня, я думаю, вы поняли, ребята, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями.

    О русское слово! Ни лязгами цепи,

    Ни визгами розги, ни свистом кнута

    Твоё не шелохнуто великолепие,

    Твоя простота и твоя красота.

    Язык расширяется снова и снова,

    Никто не поставит ему предела,

    На право на новое, небывалое дело.

    Понадобилось перешагнуть порог небес

    Чтобы без всяких отсрочек

    Слово "летун" придумал Блок

    И Хлебников чуть поправил: "летчик"

    - О каких словарях мы сегодня вспомнили?

    - Для чего нужны словари?

    V.  Д/З. Составьте небольшие рассказы о словарях.

    Категория: Словари на уроках русского языка | Добавил: rrr0901 (14.11.2016)
    Просмотров: 467 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]