Цели урока:
- совершенствовать навыки работы со словарями;
- систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и фразеология»;
- развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: различные словари; карточки с заданиями; стенгазеты; рисунки учащихся.
Эпиграф: Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке (Анатоль Франс).
Ход урока:
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалах слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать,
Они дались недаром человеку...
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я. Маршак
Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке познакомиться и подружиться с замечательными книгами - словарями русского языка
II. Актуализация.
Название всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь — вся вселенная в алфавитном порядке».
А как вы, ребята, понимаете значение слова словарь?
Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова и выясним, как разъясняется в нем значение этого слова.
Словарь.
- Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Чешско-русский словарь. Толковый словарь. Орфографический словарь.
- Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден».
Для чего нам нужны словари?
В каких случаях они приходят к нам на помощь?
Назовите словари, к которым мы обращаемся чаще всего на уроках русского языка.
Какие словари вам еще известны?
III.Творческая работа по группам.
- Работа со статьей словаря
Класс делится на четыре группы, которые работают со словарными статьями:
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
- Знакомство со словарями
А сейчас мы познакомимся со словарями! «Словари» расскажут нам о своем рабочем дне, а вы определите какой словарь перед вами.
Фразеологический словарь.
Ученик от имени фразеологического словаря: «Я встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Учитель: О каком словаре идет речь? Как вы догадались об этом?
Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания?
Для чего фразеологизмы нужны в речи?
Ученик: «Да, я фразеологический словарь! Это особый тип толкового словаря, в котором даются фразеологизмы, т.е. выражение типа бить баклуши, пожинать лавры, засучив рукава. В словаре даны толкования значений фразеологических оборотов; приведены различные формы их употребления; их синонимы, антонимы; разъяснено происхождение фразеологических оборотов. Я интересен для людей любых профессий».
А сейчас попрошу вас, ребята, выполнить мое задание. Используя фразеологические обороты, вам необходимо ответить на мои вопросы.
Как говорят:
- о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);
- когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущение (сквозь землю провалиться);
- о человеке, который легко меняет свои мнения, решения (семь пятниц на неделе);
- о безгранично счастливом человеке (на седьмом небе);
- о человеке, который с утра находится в плохом настроении (встал с левой ноги)?
Пользуйтесь фразеологическими словарями, и они сделают вашу речь яркой, выразительной!
Словарь иностранных слов.
Ученик от имени словаря иностранных слов: «Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашечку кофе с сахаром».
Учитель: О каком словаре сейчас идет речь?
С помощью каких слов вы догадались об этом?
Как называют иностранные слова, употребляемые в каком-либо языке?
Расскажите, как заимствованные слова появляются в нашей речи?
Ученик: «Я словарь иностранных языков. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, пришедшими в русский язык из других языков. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении».
Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета (это шарф, галифе, кашне, жабо, берет и др.)
А сейчас поиграем. О чем идет речь в этих фразах? Вашим ответом должно стать заимствованное слово.
1. Торжественный смотр войск на Красной площади. (Парад.)
2. В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
3. Мы ходим на экскурсию в учреждение, где хранятся письменные памятки прошлого, старинные документы. (Архив.)
4. мой брат получил документ об окончании школы. (Аттестат.)
5. Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. (Алфавит.)
Толковый словарь.
Ученик от имени толкового словаря: «В 6 часов утра началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий С. Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать»:
Слалом – скоростное движение по заданному маршруту;
Биатлон – вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу;
Фристайл – вид горнолыжного спорта – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трасе, спуск с гор с выполнением различных фигур.
Угадали что за словарь?
«Я толковый словарь. Впервые мне дал определение Владимир Иванович Даль. А кто он такой?» - спросите вы.
В прошлом веке в России жил человек, который собирал слова. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, то есть объяснение. Делом всей его жизни стал « Толковый словарь живого великорусского языка. «Это четыре увесистых тома, в которых объяснены тысячи русских слов. В Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.
Словарь – синонимов.
Ученик от имени словаря синонимов: «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, мыслить, раздумывать, помышлять, кумекать, размышлять, соображать, ломать голову, работать головой, шевелить мозгами».
Учитель: Что это за словарь? Что такое синонимы?
Ученик: «Я словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку яркость и выразительность».
Речь ребят часто бедна. Особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами, обозначающими речевую деятельность. Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить, и т. д.
А теперь мое задание! К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. Назовите их. (Одержать победу, выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, осилить, побить, сломать, перебороть, восторжествовать, возобладать.
Учитель: Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует много различных словарей. Надеюсь, вы поняли, что в случае затруднений мы всегда можем обратиться к толковым, орфографическим, фразеологическим, орфоэпическим и другим словарям.
3. Калейдоскоп заданий! (систематизация знаний)
1. Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе слово язык, например, держать язык за зубами.
2. Подберите слова-синонимы, синонимические словосочетания к следующим фразеологическим оборотам и составьте с ними предложения.
Кот наплакал-… (чуть-чуть)
В тот же миг- … (сразу же)
От корки до корки- …(от начала до конца)
Как рыба в воде-…(очень хорошо)
За тридевять земель-…(далеко)
3. Напиши правильно, используя орфографический словарь: акв…рель, жев…ный, бас…ейн, д…станция, ож…релье, почталь…н, ровес…ник, сверс…ник, ф…нтазия.
4. Определите значение слова угол в данном тексте.
Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила : « Марина, в угол!» Я шла, останавливалась, думала. После войны я снимала углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли постоянно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения не совпадающий с прямым и верным.
Угол:
1 в геометрии: плоская фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.
2 место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-нибудь.
3 часть комнаты, сдаваемая внаем. (Снимать угол )
4 пристанище, место, где можно жить. (жить в своем углу)
5 местность, обычно отдаленная ( в глухом углу).
- Лексическая работа со словом ТРУД
а) Уважаемые Словари, сегодня, мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове труд.
Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.
Выступления учащихся о значении слова ТРУД
б) Назовите пословицы со словом ТРУД
в) Подберите синонимы к слову ТРУД
г) Подберите антонимы к слову
д) Назовите фразеологизмы со словом ТРУД
IV. Рефлексия
Слово учителя:
Сегодня, я думаю, вы поняли, ребята, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями.
О русское слово! Ни лязгами цепи,
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твоё не шелохнуто великолепие,
Твоя простота и твоя красота.
Язык расширяется снова и снова,
Никто не поставит ему предела,
На право на новое, небывалое дело.
Понадобилось перешагнуть порог небес
Чтобы без всяких отсрочек
Слово "летун" придумал Блок
И Хлебников чуть поправил: "летчик"
- О каких словарях мы сегодня вспомнили?
- Для чего нужны словари?
V. Д/З. Составьте небольшие рассказы о словарях. |