Цель:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
План семинара-практикума:
1.Теоретическая часть. Игровые технологии в ДОУ.
Старший воспитатель: Григорьева Е.А.
2. Практическая часть. «Игротека» - демонстрация и знакомство с игровыми развивающими технологиями В.В. Воскобовича, Блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, и их применением в разных формах работы в детском саду.
Старший воспитатель: Григорьева Е.А., воспитатели: Молимонова Н.Е., Некрасова Е.В., Шакулина О.В.
Ход семинара
Уважаемые коллеги, я не ошибусь, если скажу, что все присутствующие в аудитории, тем или иным образом сопричастны с чудесным миром детства. Мы являемся родителями, возможно уже бабушами или дедушками, тётями, дядями и конечно все мы педагоги. Несомненно, каждый из нас мечтает видеть своего ребенка успешным. И каждый ребенок может добиться успеха, если своевременно развить его интеллектуальные способности.
Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности
дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
Сегодня мы покажем вам, как можно это сделать, не пользуясь всеми любимыми электронными гаджетами, а используя увлекательные игры, которые не только помогут ребёнку прекрасно учиться в будущем, но и доставят массу приятных эмоций в самом процессе игры.
Вот и сейчас, мы предлагаем вам немного поиграть и совершить путешествие по развивающим играм, познакомимся с некоторыми из игр В.В. Воскобовича, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей? (ответы воспитателей)
Педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, поставить задачу и решить ее.
Мы считаем, что использование развивающих игр в педагогическом процессе позволит перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности.
В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.
Пособие «Коврограф Ларчик» Соответствует требованиям ФГОС ДО.
Его можно использовать в разных образовательных областях. Является траспортируемым , содержательным , доступным .
Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки ...
Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые , экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
Можно давать такие виды заданий:
- Счет клеток в первом ряду или до точки.
- Обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов.
- Круговерт и стрелочка используются для начертания кругов.
- Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк»
Счетовозик – увлекательная развивающая игра В. Воскобовича из серии «Цифроцирк». Эти названия говорят сами за себя: на ярком и веселом паровозике поместился целый учебник математики! Вот только предназначен он не для старших школьников, а для юных учеников 5-9 лет, которые только начинают знакомиться с числами и осваивать счет.
Какие знания везет Счетовозик?
Пассажир этого занимательного паровоза – персонаж по имени Магнолик. Его любимое занятие – рассматривать окошки: среди них нет ни одного одинакового, в каждом горит разное количество «фонариков» (красных клеточек). Это количество соответствует номеру окошка – от 0 до 20. Таким образом, в игре ваш ребенок знакомится не только с цифрами (на первый взгляд непонятными закорючками), но и с их количественным значением.
Рядом с каждым окошком находится штырек. Шнур, который также входит в комплект, может огибать штырьки, закручиваться вокруг них или продеваться внутрь. Соединяя с помощью шнурочка цифры и знаки, ваш ребенок составляет арифметические примеры и неравенства.
Игровое поле состоит из трех рядов:
- верхний – числа первого десятка (1-10);
- средний – пустое окошко с цифрой 0 и арифметические знаки (+, -, =, ?, <, >);
- нижний – числа второго десятка (11-20).
Что развивает Счетовозик?
Разнообразные игры, описанные в инструкции, развивают у вашего ребенка пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомят его с составом числа.
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:
- Все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см.;
- Палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета . длиной в 1 см. можно назвать «кубик» ;
- Каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см.; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая -3 и т.д.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы семейного досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для усвоения новых знаний.
Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни,
что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень
ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в
профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического
математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших
детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников
логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего
развития детей:
- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
- дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
- способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
- помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
- развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая
фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.
Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками
Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур,
исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только
толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем
признакам: цвету, форме и величине.
Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует
интеллектуальному развитию ребенка.
Практическая часть:
Предлагаем вам «Игротеку».
Для того чтобы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». Вытяните из барабана бочонок с номером стола и занимайте места. По сигналу мы делаем пересадку и меняемся местами по часовой стрелке.
Стол № 1 «Счетовозик» - Молимонова Наталья Евгеньевна
Стол № 2 «Палочки Кюизенера» - Некрасова Елена Викторовна
Стол № 3 «Блоки Дьенеша» - Шакулина Оксана Владимировна
Стол № 4 «Коврограф «Ларчик»» - Григорьева Елена Анатольевна
Рефлексия
“Пять строчек по правилам”. Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.
4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме.
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Например:
- игра
- веселая, развивающая
- воспитать, развить, учить
- Игра развивает детей.
- Развитие
Закончить нашу встречу хотелось бы следующими словами:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский |