Главная » 2015»Январь»12 » Проблема активизации познавательной деятельности учащихся
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся
17:03
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике образования. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы и технологии, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т.д.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных технологий и форм обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество в другими участниками образовательного процесса;
получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому сегодня мы остановимся на интерактивных технологиях, которые используются в практике индивидуальной работы, и в работе с группой.
ЗАДАНИЕ 1. Примите участие в обсуждении, оставив свои комментарии в.комментах данного поста.
В последнее время среди педагогов-практиков становятся наиболее популярными интенсивные и интерактивные образовательные технологии. Интенсивное обучение - это особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности. Оно может осуществляться черех тренинговые методы, деловые и родевые игры и т.д. Интерактивные технологии - это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Как вы считаете, что превращает обучающую технологию из интенсивной в интерактивную?
Какие интерактивные и интенсивные технологии вы используете в собственной практике?
Опираясь на собственный опыт, определите, с помощью какой технологии можно научить обучаемых собирать, анализировать и перерабатывать информацию при принятии решений?
1. Обучающую технологию из интенсивной в интерактивную превращает активное сотрудничество всех участников образовательных отношений: педагога, обучающихся, родителей. Только совместная продуктивная деятельность поможет решить все поставленные задачи в образовании. 2. Игровые технологии, проблемно - диалогические. 3. Продуктивного чтения, проблемное обучение.
1. Заинтересованность и активность учащихся, умение решать поставленную задачу, фронтальные методы работы. Интенсивные технологии обучения - это чёткий сценарий урока, готовые знания и умения, который даёт учитель, он же явный лидер на уроке. Интерактивные технологии обучения - это среда партнёрства и сотрудничества. И чем активнее в уроке участвуют дети, тем он эффективнее. 2. Проблемно-поисковое обучение, ролевые игры, дискуссии, моделирование, соревнования, решение проектных задач. 3. Я чаще всего ставлю перед учащимися проектную задачу. которую надо решить коллективно или индивидуально. Очень хорошо подходят web-квесты, но я редко использую эту технологию.
Соглашусь с коллегами, образовательная технология становиться интерактивной, если созданы для обучающихсяусловия сотрудничества, возможность реализовать собственный потенциал и ситуация успеха. В своей педагогическойдеятельности я часто использую работу в парах, применяю игровые технологии, проектный метод обучения, презентации авторских материалов, аукционы идей, мозговой штурм, интерактивные игры.
.Интенсивная технология обучения превращается в интерактивную в том случае, если созданы для обучающихся условия сотрудничества, возможности реализовать собственный потенциал и "небоязни" сделать что - то не так. Обучающиеся в процессе совместного "деяния" идут к постижению еще не изведанного. Технология продуктивного чтения, метод проектов, Деловые игры. Ролевые игры.
1.Считаю, что интенсивную обучающую технологиюпревращает в интерактивную плодотворная совместная деятельность обучающихся, педагога. Деятельность, где каждый осознает свою значимость в решении проблемной ситуации.2.В своей практике использую следующие интерактивныетехнологии: ролевые игры, игры на сплочение классного коллектива, мозговой штурм, социально-партнерская беседа. Применяю метод проектов.3.Думаю, что с помощьюпроектной технологии можно научить учащихся собирать, анализировать и перерабатывать информацию при принятии решений.
1.Интенсивная технология обучения превращается в интерактивную технологию обучения при условии, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, а общаются между собой и выполняют творческие задания. Кроме того, общение происходит в системе «ученик-учитель». 2. Лекции, ролевые игры, дискуссии и метод проектов 3.Игровые технологии (деловые, ролевые игры),проблемно-поисковые, проектные технологии, рефлексивные технологии (оценивая образовательных результатов) дают возможность научить собирать, анализировать и перерабатывать информацию при принятии решений
1. В первую очередь, интерактивные технологии предполагают взаимодействие всех учащихся, включая педагога. Среда образовательного общения характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, ну и конечно взаимной оценкой и контролем. 2. Я - педагог-психолог, и для меня ближе проведение тренингов, деловых, ролевых, интерактивных игр, реализация проектов. Люблю работать с динамическими парами. 3. В этом отношении очень хорошо работают семинары, конференции по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукционы идей, интерактивные игры.
1.При использованииинтерактивных технологий каждый учащийся вносит свой вклад, в ходе работы происходит обмен знаниями, способами деятельности ,создается среда образовательногообщения, которая обеспечивает взаимодействие участников, возможность взаимной оценки и контроля. 2.В своей работе я использую технологии продуктивного чтения, проблемного диалога- технологии ОС "Школа 2100". 3.Игровые технологии (деловые, ролевые игры),проблемно-поисковые, проектные технологии, рефлексивные технологии (оценивания образовательных результатов) дают возможность научить собирать, анализировать и перерабатывать информацию при принятии решений
1. Мотивацию учеников повышает не только использование современных технологий, но также работа коллективная, в частности работа в малых группах. 2. Использую метод проектов. 3. Технология Web-квестов.