Немного теоретического материала о разработке, организации и проведении предметных олимпиад в школе
Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, участие школьников в олимпиадах.
1. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знание фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
2.Предметные олимпиады проводятся с целью:
- пропаганды научных знаний;
- выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки;
- развитие познавательных интересов учащихся.
3.Задачи предметных олимпиад:
- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
- развитие познавательной активности учащихся;
- предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
- привлечение учащихся к научно-исследовательской работе;
- выявление наиболее способных учащихся для участия в районных предметных олимпиадах и олимпиадах других туров.
4.Предметные олимпиады проводятся в несколько туров:
- школьный;
- районный;
- областной (зональный);
- российский;
- международный.
5.Школьный тур предметных олимпиад является наиболее массовым, т. к. в нём могут принимать участие все желающие учащиеся школы. Участниками других туров по мере повышения уровня становятся победители (призеры) предыдущих туров.
Олимпиадное движение в настоящее время — одно из ключевых направлений формирования репродуктивного и эмпирико-практического уровня исследовательской деятельности. Оно является важным связующим звеном между начальной, основной, средней и высшей школой. «Олимпиада — это не только поиск одаренных ребят, но и очень серьезный профориентационный ресурс», – отмечал экс-министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Они организуются во всех районах и городах страны. Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания? У нашей молодёжи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания молодых людей: ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие, патриотизм.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
-
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
-
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
-
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
-
некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
-
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
-
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
При подготовке к предметным олимпиадам необходимо следовать определенной системе.
Система подготовки участников олимпиад:
-
базовая школьная подготовка по предмету;
-
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы доп. образования по выбору);
-
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
-
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
-
наблюдения в ходе уроков;
-
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
-
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Создание творческих групп, команд школьников, готовящихся к олимпиадам, которые позволяют:
-
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
-
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
Планирование работы.
-
при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности;
-
оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
-
предусмотреть возможность отдыха, релаксации;
-
основная форма работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
Расширение кругозора учащихся:
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
-
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
-
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
-
испытывают радость от умственного труда
-
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
-
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
-
Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
-
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
-
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Сложность и оригинальность олимпиадных задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады: ненавязчивость и добровольность, высокая мотивация обучения, продуманность и систематичность занятий. Для эффективности работы необходимо использовать различные приёмы: погружение (индивидуальная работа при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом (работа в двойках, обмен и критика возникших идей), мозговой штурм (обсуждение решений четвёркой), подсказка (беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением), консультация (консультация у более опытных товарищей или консультация учителя).
Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекаем их в олимпиадное движение Научное общество учащихся "ЖиРаФёнок" (Живи-Радуйся-Фантазируй") – это своеобразная деловая игра, которая помогает решать многие задачи развивающего образования: раскрывает интересы и склонности учащихся к исследовательской деятельности, создаёт оптимальные условия для реализации их творческого потенциала; повышает престиж знаний, грамотности в широком смысле слова, общей культуры обучающихся, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах.
Задания для внутренних олимпиад разрабатываются и утверждаются методическими объединениями учителей - предметников за 2–3 недели до проведения внутренней олимпиады. Задания для олимпиад составляются с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных предметных олимпиадах, и требований, предъявляемых к их участникам.
Главное в вопросах школьной олимпиады – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности.
Дополнительный материал:
|