Вступление
-Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую слова, в мастерскую, в которой создается вечный мировой двигатель добра и красоты, ведь именно слово –неугасаемый источник, который дает нам возможность развиваться и открывать неизведанное. Порой одно точное слово помогает осознать смысл сказанного, не зря Николай Васильевич Гоголь говорил: «В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно».
Практическая работа
- Уважаемые коллеги! Хочу Вас познакомить с одним из моих любимых художественных произведений, которое называется «Мелодия», предположите, о чем будет это произведение, какова будет его основная мысль?
Я предлагаю вам ряд слов, выберите те, которые соответствуют, по вашему мнению, содержанию данного текста:
МУЗЫКА
ЛИСТ
НОТЫ
ГРОЗДЬЯ РЯБИНЫ
СОСНА
СКРИПКА
КОМПОЗИТОР
ЧЕЛОВЕК
ГОРА
ОБНАЖЕННОСТЬ
Какими бы словами вы дополнили этот ряд слов?
-А я, продолжая, добавлю: автор этого произведения В. П. Астафьев, писатель, который в образном строе своих произведений передает удивление от многообразия природы, ее жизнестойкости и в тоже время беззащитности.
Проблема «человек и природа» существует в творчестве Астафьева как простейшая аналогия и как трагическое противоречие.
-Изменилось ли ваше мнение относительно содержания этого текста?
Данное произведение является одной из лирических миниатюр, которые вошли в цикл, названый автором «Затеси».
-Знаете, что такое «затеси»? Обратимся к словарной статье!
-«Затесь» – это стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. В разных местах эти зарубки – меты называли по - разному: затесены, зарубы, а в Сибири - затёсы. Вы знаете, что В. П. Астафьев – сибиряк, ему это слово знакомо с детства, но посмотрите, как он играет с этим привычным для него словом и использует его в переносном значении «заметки памяти».
-Послушайте текст Мелодия, включите свое воображение, постарайтесь представить, то, о чем говорится в этом произведении.
Мелодия.
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?
-Изменилось ли ваше восприятие данного текста? Ведь некоторые вначале предполагали, что это произведение будет о музыке.
-Скажите, о чем он?
Перед нами не просто миниатюра, перед нами живописное полотно!
-Давайте рассмотрим и прокомментируем элементы художественного полотна В. П. Астафьева.
Пестрый лист.
-Какой цвет изображает слово пестрый?
-Почему автор не говорит отдельно о листьях и плодах шиповника, а называет растение в целом - Красный шиповник.
- Найдите метафору в тексте. (Метафора – это скрытое сравнение)
«Искры обклёванной калины»
- Для чего автор использовал ее в тексте? (чтобы избежать повторения)
- Какое значение имеет слово опадь?
-Черная, обнаженная в полях земля под горою. Какое слово, показывает нам беззащитность, опустошенность, чтобы передать образ.
- Как заканчивается миниатюра?
- Миниатюра заканчивается вопросом: Зачем так скоро? Почему?
-Какова тема, миниатюры?
-Тема – гармония красок осени. Основная мысль – для автора это – любимая пора. А только ли тема осени является основной, о чем еще заставляет нас задуматься автор? Не является все произведение метафоричным, с чем сравнивает Астафьев осень, не с жизнью ли человека?
Предлагаю теперь проанализировать произведение с различных сторон.
Создайте цветовой портрет миниатюры, использую краски, цвет, который упоминается в тексте. Сделайте вывод. О желтом.
Через призму математики
а) Подумайте, чему соответствует каждое число? 7,0,2,91,26
б) Вспомните произведение и дополните схему словами из текста.
Ответьте, что может означать данная схема.
Мы заполнили схему ключевыми словами. Которые помогают создать яркие художественные образы.
А теперь творческое задание ответить на вопрос автора: Зачем так скоро?
Итог
А для того чтобы понять какое же эмоциональное восприятие вызывает прочитанное произведение. Я предлагаю вам послушать чтение миниатюры В. П. Астафьева «Мелодия» в исполнении мастера художественного слова.
«Слово астафьевское воистину как живая вода: язык его силен, красочен, народная речь выразительная, здоровая – заслушаешься» – писала о произведениях В. П. Астафьева А. Пантелеева
- О чём заставляет задуматься эта «затесь»? -Жизнь быстротечна. Природа возродится в новом цикле, а человек нет. Жизнь одна и прожить ее нужно достойно.
Изменилось ли ваше эмоциональное восприятие после глубокой осознанной работе над текстом, вспомните свои первоначальные впечатления и настоящие? Смогли ли вы услышать автора?
А помогло нам это понять осознанное сознательное чтение.
Рефлексия
Завершая работу в мастерской слова, я хочу попросить Вас коллеги обобщить выше сказанное с помощью создания педагогической миниатюры на тему «Отпуск учителя», используя ключевые слова, цветовую палитру радуги, средства художественной выразительности и еще раз подчеркнуть основную мысль: осознанное чтение и проникновение в тайну слова есть основа успеха обучения. У вас 2 минутки на выполнение этого задания.
А закончить хотелось бы словами А.С. Пушкина в которых и заключается вся суть моей педагогической деятельности:
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое - что;
чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство!» |