Выбор за нами, ведь только мы можем показать,
кто мы на самом деле.
Ведь на самом деле, мы гораздо
больше своих возможностей.
Дж.Роулинг.
Пояснительная записка
Драмогерменевтика — это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики, педагогики и театра (В.М.Букатов).
Драмогерменевтический подход к обучению является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая учителя .Как направление в педагогике драмогерменевтика еще ждет своего детального описания и более широкого распространения, основные же положения, проясняющие контуры ее органической целостности, следующие.
1. Драмогерменевтика возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.
2. Знания, умения и навыки каждой из этих сфер, сохраняя свою специфичность, переплетаются со знаниями, умениями и навыками сфер других. Но всем им не свойственна жесткая дискретность, все они носят подчеркнуто условный характер, естественным образом и «перетекая» друг в друга, и отражаясь в каждой части драмогерменевтической целостности.
3. Драмогерменевтика как педагогическое направление предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе — лозунг, обращенный и к ученикам, и к учителю.
4. Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связно могут формироваться его представления о драмогерменевтике. Разница в профессиональном и жизненном стаже обусловливает одновременное существование несхожих пониманий, толкований, осуществлений драмогерменевтики, что закономерно и нормально.
5. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.
Актуальность данной работы
ФГОС второго поколения направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых развитие личности школьника, его творческого мышления, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. В связи с этим появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
Однако наблюдения за реальным педагогическим процессом, а также анализ научно-теоретической литературы позволил выявить ряд противоречий между ними:
- возрастающей потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности и медленным совершенствованием педагогической компетентности учителей в условиях личностно-ориентированного обучения;
- традиционной методикой преподавания истории и обществознания, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний и естественным стремлением учащихся высказывать свое аргументированное мнение;
- необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий;
Проблема исследования, заключается в обосновании методов, приемов драмогерменевтической технологии.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.
Предмет исследования: реализация драмогерменевтической технологии, способствующей развитию коммуникативно-творческих способностей учащихся.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать методы, приемы драмогерменевтической технологии, способствующих развитию коммуникативно-творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативно-творческой направленности учащихся будет более успешным, если:
- занятия на уроках будут основаны на драмогерменевтическом подходе;
- будут выявлены педагогические условия реализации драмогерменевтического подхода как основы формирования коммуникативно-творческой направленности учащихся;
- построена модель формирования коммуникативно-творческой направленности учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить сущность, структуру, содержание драмогерменевтической технологии, проанализировав философские, педагогические, психологические, методические аспекты применения драмогерменевтики в процессе проведения уроков истории и обществознания;
- разработать теоретически и практически реализовать модель драмогерме¬невтической технологии в процессе проведения уроков истории и обществознания;
- обосновать опытно-поисковым путем педагогические условия, способствующие эффективности и возможности применения драмогерменевтической технологии для развития коммуникативно-творческих способностей учащихся.
Драмогерменевтическая технология применяется мною несколько лет с момента перехода на новые ФГОС. За это время сформировалась своя система работы. С введением ФГОС в основной школе в преподавании истории и обществознания актуально стало не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. В этом мне помогает драмогерменевтическая технология.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/GIA2015/dramagermenevticheskaja_tekhnologija.docx |