В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры.
Всем известно, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в дошкольном образовательном учреждении, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни. Мы объясняем детям, чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Мы как педагоги уверены, что ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. А самое главное, недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Цель работы: способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства.
Были определены следующие задачи:
- Обеспечить условия для духовно – нравственного воспитания детей.
- Создать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
- Приучать детей общаться спокойно, без крика.
- Формировать у детей доброжелательное отношение друг другу , опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
- Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
- Приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Хочется отметить, что педагогическая деятельность с детьми и их родителями выстроена на основе системы активных форм обучения.
В работе с детьми и родителями мной планировалось проведение НОД на темы: «Мама милая моя», «Самые близкие люди», «Страна Доброцветиков», «Дружба», «Город профессий», «Наша Армия», «Готовимся к Пасхе». Проведение экскурсий, целевых прогулок (в библиотеку, парк) с целью ознакомления детей с историей и культурными традициями своего народа и приобщению детей видеть и наблюдать красоту окружающего мира.
Проведение бесед с детьми на темы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Как у нашего кота», «Чудесный сундучок», «Во саду ли в огороде», «Любовь к Родине», «Совесть, уважение», «Я расту, взрослею, многое знаю и умею», «Семейные традиции».
Планировались также выставки фотоматериалов: «Вот какие мы», «Наши семейные традиции», «Мой папа – защитник Родины», «Бабушки и дедушки, крепко любим вас», «Моя родословная», совместных творческих работ детей и родителей: «Ах та козочка – коза», «Мы рисуем мир», чтение художественной литературы, слушание музыки, заучивание колыбельных песен, стихов, частушек, пословиц и поговорок, различные виды художественной деятельности: рисование (раскрашивание), аппликации, ручной труд (изготовление подарков), проведение совместных с родителями мероприятий, развлечений, праздников, («Осенины», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица»).
Стоит отметить, что игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Карусель», «Солнышко – ведрышко», «Аннушка»; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.).
Также использовала дидактические игры: « Что такое хорошо что такое плохо»: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” это помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного поселка”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости поселка), “Путешествие по поселку”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего поселка”, “Собери целое”, “Загадки о поселке”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
В родительском уголке родителям предлагались консультации «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», «Расторможенные и агрессивные дети», «История праздника 23 февраля – День защитников Отечества», «Пасхальные приметы», «Как оригинально покрасить яйца».
Ребенку важно обеспечить такое образование, которое позволяет ему самому быть субъектом деятельности. Если ребенок действует только по подсказке и не может принять самостоятельного решения, то он к концу дошкольного детства утрачивает способность проявлять инициативу. Наши дети живут в семье, в окружении самых близких людей, поэтому туда они несут все, чему мы их учим. Совместная деятельность детского сада и семьи, одно из важных условий моей работы.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/evteeva_o-k_master-klass_po_dukh-nravst-razvitiju.docx |