Парадигмой современного образования являются два подхода к организации учебного процесса - компетентностный и деятельностный. В разделе «Характеристика содержания основного общего образования по истории» Пояснительной записки к Примерной программе по истории 5 -9 классы сказано что «содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач». В рамках данной работы я хочу остановиться на рассмотрении варианта реализации деятельностного подхода в преподавании курсов истории в школе.
Программа четко определяет в качестве метапредметных результатов изучения истории в основной школе формирование у учащихся таких качеств как «способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность». (Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. М.2010, стр. 6). Что же может послужить основой для создания системы учебной деятельности? На мой взгляд, основой методической конструкции данного подхода может стать постановка и решения проблемных задач по изучаемому курсу истории. Под проблемной задачей я понимаю проблему, т.е вопрос содержащий внутреннее противоречие, решая которую учащийся овладевает всеми необходимыми знаниями по изучаемой теме и получает возможность развиваться. Можно выделить ряд признаков, проблемной задачи.
Во – первых, учебная задача должна локализовать изучаемый материал на уроке и деятельность связанную с его изучением. Так на вопрос: «Что значит изучить данную тему урока?» я предполагаю ответ: «Это значит решить некую проблему, сформулированную самими учениками для данного урока».
Во – вторых, учебная задача должна носить конкретный характер, т.е. ее решение невозможно без освоения всего объема знаний по теме. Например, проблема «Почему большевики смогли взять и удержать власть?» неприменима как учебная задача по курсу истории всего ХХ века, но вполне может служить учебной задачей к теме урока «Октябрьская революция.»
В – третьих, учебная задача должна обеспечивать объективную мотивацию и формировать собственное представление об учебной деятельности по предмету («Изучать историю значит ставить и искать решение определенных проблем»).
Проблемная задача является стержнем методической конструкции изучаемого курса необходимо ее в таком качестве обозначить и именно от нее отталкиваться при организации учебной деятельности. В связи с этим возможны следующие этапы постановки проблемной задачи и реализации на ее основе деятельностного подхода.
|