Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методические статьи [17]
Конспект урока [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Современный урок » Методические статьи

    Современный урок – важнейший инструмент нового качества образования

       Каким  должен быть современный урок? Как построить его, чтобы общение учителя с классом  работало на развитие каждого ученика? Как поддержать у учеников интерес к предмету? Перед учителем, как видим, стоит немало сложных задач и не только предметных, решение которых заставляет учителя активно искать более эффективные формы организации учебно – воспитательного процесса.
        Опыт моей работы показывает, что интерес к предмету и природные способности детей губит стандартный, поверхностный подход учителя к уроку, задания репродуктивного характера, постоянная фронтальная работа учащихся на уроке. Я считаю, надо изменить  подход учителя к уроку и  главное место на уроке отдать активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Этого требует и Стандарт нового поколения,  в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Задачей учителя при системно-деятельностном подходе в обучении является организация учебной деятельности, где учитель  не учит ученика, а  создает  такие  условия, в  которых  он  учится  самостоятельно.
       Для реализации данной задачи на разных этапах урока я использую разные  методы и приемы.  Так, с целью быстрого включения учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, создания позитивного эмоционального настроя, поиска и формулирования темы и задач урока, использую музыкальные фрагменты, стихи, загадки, притчи, фото-каллажи, решение кроссвордов и т.д. Например,  в 6 классе урок по теме «Плоды» начинаю с чудесного стихотворения Николая Рыленкова:
    Цветок всю ночь готовит мед–
    Пчелу сластену в гости ждет
    Бери мол, но, как другу,
    Мне окажи услугу,
    Пыльцу мучную эту
     Перенеси соседу…
    Пчела несет ее, и вот –
    Цветок увял и зреет …...             Что зреет?  

    На уроке в 5 классе по теме «Голосеменные растения» вначале демонстрирую репродукции картин И. И. Шишкина «Сосновый бор» и «Еловый бор». С целью определения темы урока «Генетика человека» в 10 классе, предлагаю прослушать музыкальный фрагмент песни «Цесаревич Алексей». На уроке биологии в 5 классе, при первом знакомстве с наукой о живой природе, предлагаю ученикам фото – каллаж с объектами живой и неживой природы. Дети выявляют отличия этих объектов и сами определяют предмет изучения биологии.
       На основном этапе урока в процессе решения проблемного вопроса, возникшего в ходе обсуждения темы и задач урока, организуется  коллективная работа, работа в парах или в индивидуальной форме. Например, на уроке в 10 классе по теме «Генетика – наука о наследственности» предлагаю работу в парах по составлению «Исторической  справки», используя информационный лист:
    1.    Кто является «отцом» генетики?
    2.    В каком году Г. Мендель опубликовал результаты своих исследований?
    3.    Официальная дата рождения генетики  – …? 
    4.    Почему такие расхождения в датах? Что это была за драма в развитии генетики?
    5.    Переоткрыли законы Менделя- ….
    6.    Мендель ввел понятие о ….
    7.    Объект генетических исследований Менделя …. 
    8.    Основной метод генетики ………..
    9.     Термин генетика принадлежит ……..
        Новые возможности для реализации системно - деятельностного подхода и  индивидуализации процесса обучения дает интернет. Это, прежде всего, использование на уроках ЦОР. Так, на уроке в 10 классе по теме «Моногибридное скрещивание» ученикам предлагается просмотреть ЦОР «Генетическая терминология» и выполнить работу: выписать в тетрадь  генетические  понятия  в 2 колонки: « Я знаю это»;                    «Это я узнал  сейчас». После выполнения работы ее результаты комментируются. Интернет делает возможным  слушать ученикам лекции других преподавателей  и ведущих ученых, получать консультации по интересующим вопросам, отрабатывать материал с помощью онлайн-тестирования и др. 
    В системе различных форм познавательной деятельности, которые я применяю на уроках, особое место занимает групповая работа. Подобная форма обучения школьников достаточно широко распространена в сфере образования, она способствует организации четкой и эффективной работы учащихся, вызывает у них интерес и потребность в общении в ходе обсуждения задания, а это в целом позволяет достичь нового уровня усвоения материала. Так, изучая  систематику  растений, предлагаю шестиклассникам поделиться на группы и выступить в роли «Фитодизайнеров»:  составить  букет  и  указать   систематическое   положение растений,  использованных  в  композиции.  «Фармацевтам»   записать  систематику  растений, входящих в состав  какого – либо   фиточая, «Ландшафтным   архитекторам»  сделать  проект  клумбы и  указать  систематику  растений. 
       Во время групповой работы учитель контролирует ход работы, регулирует споры, порядок работы и в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Результаты работы группы в виде продукта деятельности, будь то устный ответ или знаковая модель, обязательно, коллективно обсуждаются, сравниваются с образцами, уточняются, корректируются, дополняются. 
       На рефлексивно-оценочном этапе урока фиксируется материал, изученный на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.  На этом этапе предлагаю ученикам сопоставить цели урока и результат, которого они достигли. Прошу  ребят проанализировать свою работу на уроке. Свои высказывания они могут начать словами, которые демонстрируются в первое время на слайде презентации: я узнал ..., у меня получилось ..., было непросто …, я попробую …, урок дал мне для жизни…, я себя чувствую ….  Использую и другие варианты рефлексии. Ребята быстро приобретают навык анализа собственной деятельности и в последствие активно импровизируют. В качестве эмоционального завершения урока, я часто использую стихи по соответствующей уроку теме или позитивную открытку. Так,  при завершении первого урока по генетике дарю десятиклассникам стихотворение: 
    Мы в этом мире не случайно,
    Заброшенные ветром жизни.
    Мы отголоски вечной тайны
    И в наших генах предков нити.
    Шагаем поступью отцовскою,
    На мир глядим глазами матери.
    И через сотни поколений
    Их лучших качеств не растратили
    Мы отпечаток поколений
    Их производная и образ.
    И для ученых нет сомнений
    Наш генный код – по жизни компас!
    С генетикою не поспоришь.
    Но воля бьется с ленью в схватке,
    Ведь лишь от нас одних зависит
    Талантом станут ли задатки!
    Пусть рост, и стать и красота
    Наследуются, несомненно.
    Моя заветная мечта –
    Чтоб доброты открыли гены!
       Преподавание предмета биологии предполагает реализацию системно - деятельностного подхода в полном объёме, так как связано с проведением программных практических и лабораторных работ, исследовательских работ, как в урочное, так и во внеурочное время. Мои ученики учатся проводить эксперименты, обрабатывать и объяснять результаты исследования, готовить доклады и презентации, представляя результаты своих исследований, как на уроке, так и на конференциях различного уровня. Для исследовательских проектов подбираем темы понятные школьникам, имеющие практическое значение. Вот некоторые из них: «Рациональное питание как фактор сохранения здоровья школьника», «Алкоголь и потомство», «Они тоже боролись за победу!», «Влияние физических упражнений на развитие школьника» и др.
          Мощным фактором активизации познавательного интереса, интеллектуальных и исследовательских умений и навыков являются экскурсии в природу по изучению сезонных явлений в жизни растений и животных, которые я провожу осенью и весной на уроках в 5-7 классах. 
         Для решения проблемы мыслительных умений самостоятельной учебно - познавательной  деятельности учащихся, важно правильно выбрать и вид урока. Нестандартные формы проведения урока – это не самоцель, они довольно точно отражают многие важные особенности нашей жизни и позволяют учителю творчески подойти к планированию урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят.
    Одной из удачных находок, считаю, является  форма урока в старших классах в виде «Портфолио», которая  служит  для внешней мотивации на уроке,  возможно,  в дальнейшем внешняя  мотивация перейдет  во внутреннюю (кто – то усердно будет заниматься  биологией  и определит свою дальнейшую судьбу). Предлагаю фрагмент плана-конспекта «Урока –Портфолио»: «Сегодня у нас необычный урок,  я предлагаю вам, ребята, создать  Портфолио всего одного урока биологии, в надежде, что он станет вкладом в ваш общий багаж знаний. А в конце урока мы  проведем экспертизу Портфолио , ее результаты  и будут оценкой вашего труда на уроке. 
    Экспертиза Портфолио будем проводить по трем критериям: 
    1.    Предметная компетентность – это ваши знания
    2.    Коммуникативная компетентность – это умение общаться
    3.    Культура оформления Портфолио
     Ребята, давайте вспомним структуру Портфолио. (титульный лист, содержание, выводы)
                                      Титульный лист
    1.    Тема урока (определяют ученики)
    2.    Задачи урока (определяют ученики)
    3.    Фамилия Имя
                           Содержание
    4.    История зарождения генетической науки
    5.    Основные понятия генетики
    6.    Генетические символы
    7.    Наука и жизнь
    Выводы (рефлексия, самооценка)»
    Опыт моей работы показывает, что проведение таких уроков побуждает к творчеству учащихся с разными способностями, у них исчезает неуверенность, появляется вера в свои силы, интерес к занятиям биологией, а потому результаты работы становятся более качественными. 



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/doklad.docx
    Категория: Методические статьи | Добавил: rrr0901 (23.05.2015)
    Просмотров: 546 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 1975swsw1975  
    Действительно, в современном образовании важны ситуации, где учитель  не учит ученика, а  создает  такие  условия, в  которых  он  учится  самостоятельно. Спасибо автору материала за предоставленный опыт работы. Пригодиться в методике.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]