В рамках системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу ФГОС второго поколения, акценты всех ступенях современного образования перемещаются с умения транслировать знания (учитель), пассивно воспринимать новый материал (ученик) на умение учителем организовать самостоятельную деятельность обучающихся по освоению той или иной предметной областью, на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся системы СПО, готовности и учителя, и ученика к непрерывному образованию.
Выпускник педагогического колледжа должен обладать сформированными общими и профессиональными компетенциями в области интерактивных технологий, быть готовым к их успешной реализации во взаимодействии со своими будущими учениками.
В связи с этим, традиционные образовательные технологии знаниево-ориентированного подхода в современном среднем профессиональном образовании являются неэффективными, на смену им приходят интерактивные стратегии, направленные на создание условий для развития инициативы и творческого поиска эффективных решений учебных проблемных ситуаций,
формирование у всех участников данного процесса готовности к диалогу, взаимному обучению, рефлексии индивидуального и социального опыта.
Решающая роль в успешном применении более двадцати наиболее известных технологий, содержащих признаки интерактивности, принадлежит учителю, который должен обладать определенным уровнем компетентности, соответствующего требованиям Профессионального Стандарта Педагога.
Одним из таких методов является Mind Mapping (карта ума, интеллект-карта или ментальная карта).
По мнению разработчика данной методики, известного ученого, психолога Тони Бьюзена (70-е годы ХХ века), это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, направленный на наглядное, структурированное представление идеи в виде свободного ассоциативного графического изображения, имеющего много неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи материала, предназначенного для запоминания. Оценив значение рисунка и ассоциаций для оформления мыслей, Бьюзен создал технологию картирования идей при помощи ветвящихся диаграмм.
Подобные способы фиксирования информации использовали мыслители еще третьего века нашей эры для изображения концепции Аристотеля; великий художник и ученый Леонардо да Винчи не вел традиционных конспектов, он иллюстрировал свои дневники, рисовал чертежи и схемы.
Во многих современных европейских школах ментальные карты используются в работе с детьми уже на начальной ступени образования.
Mind Mapping помогают оптимизировать такие образовательные процессы, как актуализация знаний обучающихся, организация поиска решений задач проблемной учебной ситуации, анализ и систематизация информации, создание презентаций, написание реферата, доклада, статьи. Можно сказать, что по сути своей, ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.
Вместо линейной записи Тони Бьюзен предложил использовать радиальную, отражающую природную склонности нашего мозга мыслить ассоциативно. Ведь никому не надо доказывать, что рисунки и символы мы запоминаем гораздо легче, и намного дольше данную информацию помним.
Тони Бьюзен разработал структуру ментальной карты. По его мнению, главная тема, которую нужно изучить, которая будет в фокусе нашего внимания, должна быть помещена в центре листа.
На следующем этапе выделяются ключевые слова, которые помещают на гибкие линии ветвей, обозначающие основные идеи, связанные с данной темой.
Для того, чтобы карта «работала» и «помогала» систематизировать и запоминать материал необходимо выполнять простые правила:
1) использовать разные цвета для основных ветвей (можно опираться на символику цвета);
2) обобщать сложные понятия и сводить их к формулировке, доступной пониманию автора;
3) составлять ассоциативный ряд;
4) делать надписи печатными буквами, четко, красочно, ярко;
5) изменять размер букв, толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова;
6) обозначать одинаковым символом повторяющиеся элементы, разросшиеся ветви заключать в контуры;
7) использовать как можно больше рисунков, схем, символов;
8) подчеркивать связи между различными ветвями при помощи замкнутых контуров и стрелок;
9) организовывать пространство листа правильно: без больших пустых пространств и чрезмерного загромождения деталями;
10) экспериментировать с формой, цветом элементов рисунка, начертанием букв, стрелок, значков и т.д.);
11) вырабатывать свой собственный стиль в рисовании ментальных карт.
В результате данной творческой работы можно получить наглядное, структурированное представление раздела, темы предмета. И в нужный момент ментальная карта «заставляет» автора вспомнить, раскрыть и сформулировать суждение о том или ином понятии.
В ходе систематической работы по ознакомлению обучающихся с принципами составления ментальных карт, мы, преподаватели СОПК, пришли к выводу о том, что данный интерактивный метод можно эффективно использовать как на учебных занятиях разных дисциплин и профессиональных модулей, так и в организации самостоятельной работы студентов.
Учебный материал, законспектированный во время лекций, студенты дополняют, визуализируют, структурируют в виде комбинированных ментальных карт. Это обеспечивает полноту представления об определенной предметной области и позволяет использовать преимущества интеллект-карт в освоении учебного материала.
Кроме того, практика показала, что уровень остаточных знаний у студентов, выполнявших самостоятельную работу в виде ментальных карт, на порядок выше, чем у студентов, которые выполняли самостоятельную работу традиционными методами, результаты, которой оценивались с помощью тестов или экзаменационных билетов.
Картирование учебного материала помогает учащимся более успешно готовиться к экзаменам, более плодотворно работать в учебных малых группах, способствует развитию навыков самоорганизации.
Для создания интеллект-карт помимо бумаги и карандаша студенты успешно используют специальное программное обеспечение и сетевые сервисы:
Xmind; FreeMind; VUE
Сервис создания ментальных карт - SpiderScribe.net
Использованная литература:
- Тарханова И.Ю. Интерактивные стратегии организации
образовательного процесса в вузе: учебное пособие. – Ярос- лавль : Изд-во ЯГПУ, 2012
Интернет- ресурсы:
edu-lider.ru/ментальные-карты
- Ментальные карты как способ организации мышления / Сайт “Школа успешного учителя. Активная методическая помощь педагогам” / http://edu-lider.ru/
shcool-26.blogspot.com/2013/10/blog-post_27.htm
hrm.ru/mentalnye-karty-pravila-sozdanija
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/statja_dlja_konferencii.docx |