Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 05.05.2024, 00:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методические статьи [17]
Конспект урока [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Современный урок » Методические статьи

    Каким должен быть современный урок русского языка и литературы

    Каким должен быть современный урок русского языка и литературы
     Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцовская ООШ Ртищевского района Саратовской области» 
                     В основе воспитания лежит достоинство личности. Уважение учителя и ученика - одна из главных условий обновления школы.
    Селестен Френе, французский педагог
    На уроке должен присутствовать дух творчества, поисков, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения.
    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
    Каким должен быть современный урок? Каковы основные требования к нему? Этим проблемам сейчас уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок не может быть шаблонным, схематичным. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. 
    Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
    Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
    •    анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    •    отличаться мобильностью;
    •    быть способны к сотрудничеству;
    •    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
    Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
    •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    •    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    •    вывод делают сами учащиеся;
    •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    •    время-сбережение и здоровье-сбережение;
    •    в центре внимания урока – дети;
    •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    •    умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    •    планирование обратной связи;
    •    урок должен быть добрым.
    Принципы педагогической техники на уроках:
    •    свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
    •    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    •    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    •    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    •    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
    Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. 
    Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.
    Урок литературы и русского языка должен заставлять учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию.
     Преподавая русский язык и литературу в среднем звене малокомплектной школы наблюдаю резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
      Диагностика, проводимая мною, показала, что в классе не все обучающиеся умели извлекать и перерабатывать учебную информацию, затруднялись выделять главную мысль изучаемого материала.
    Одной из посылок моего профессионального кредо является знаменитое высказывание одного из великих педагогов А.Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».
    Стараюсь идти по второму пути. И здесь помогает стремление быть интересной детям. Постоянно овладеваю новыми методическими приёмами, осваиваю новые технологии. Работая вместе с учениками над темой, стараюсь выразить личное отношение к изучаемой проблеме, по возможности строю свои отношения с детьми на личностно-деловой основе. Движение вперёд нужно и учителю, и детям, чтобы не было скучно и неинтересно. В своей педагогической деятельности применяю технологии дифференцированного, проблемного обучения, компьютерного обучения, игрового обучения.
     Технология дифференцированного обучения, на мой взгляд, позволяет ставить посильные задачи перед каждым ребёнком, активизировать его деятельность, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, межпредметной интеграции. Дифференцированный подход повышает эффективность организации самостоятельных работ на уроках русского языка и литературы, даёт широкие возможности для вовлечения школьников в поисковую деятельность, в творческую работу, позволяет ученикам показать свою компетентность, широту литературного мышления, владения дополнительной информацией, например, при подготовке учащихся к урокам-семинарам, научно-практическим конференциям.
    В процессе обучения основополагающим вопросам литературы мною реализуются методы проблемного обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный.
    Урок литературы – это отрезок познания, учителю необходимо создать условия для этого познания (мотивацию). Структура урока должна формироваться под ученика, давать шанс на успех и выполнять творческую функцию. 
     Поскольку мы живём в мире постоянно совершенствующихся компьютерных технологий, современный урок, в том числе урок русского языка и литературы, невозможен без применения ИКТ-технологий. Использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе -эффективное средство активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. 
    повысить интерес к урокам русского языка и литературы, активизировать познавательную деятельность учащихся. Применение ИКТ-технологий осовременивает урок. 
    Компьютер помогает создавать наглядности для уроков (таблицы, блок-схемы, средства обратной связи: сигнальные блокноты, веера, светофоры), с его помощью удобно проводить тестирование учащихся, а также изготавливать карточки, как для дифференцированного обучения, так и для фронтального опроса.
               Одним из элементов успеха считаю удачно подобранную методическую позицию урока и тщательно продуманный контроль знаний, умений, навыков.
           Так, урок лучше начинать с активизации (диктант, экспресс-опрос, деловая игра). Методом активизации является также таблица. Она воспитывает внимательное наблюдение, вырабатывает элемент анализа, то есть сопоставления, умения комментировать таблицу. Таблица – это свёрнутый вид знаний.
    Необходимо проводить алгоритмизацию на уроке, чтобы выяснить связь между знаниями и навыками. Необходимо коллективное составление алгоритма, чтобы избавиться от принципа субъективности, а также чтобы лучше усвоился материал.
    При создании на уроке обратной связи лучше всего использовать таблицу с правильными ответами. На каждом уроке необходимо учить говорить на аудиторию (то есть нести ответственность за понимание смысла слова). Можно использовать такие формы и методы, как монолог, диалог; устное словесное рисование, занимательный рассказ, элементы буриме, поэтическая пятиминутка (например, на тему «Зима»).
    В своей контролирующей деятельности применяю разноуровневые самостоятельные работы, тесты, а также средства обратной связи, чтобы ошибка ученика была обнаружена и корректировалась мной сразу, когда ещё не успела закрепиться в сознании ученика.
      Сегодня многие педагоги и психологи говорят о необходимости создавать ситуации, когда ребёнок как член группы сравнивает себя с каждым другим её членом, выясняя и его мнение о себе, и своё мнение о нём. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания.
    Микрогруппа даёт возможность самому определять цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. С этой целью стараюсь использовать групповую работу на своих уроках (уроки-исследования, практикумы, мастерские, игровые формы уроков). 
    При игровых приёмах обучения основная масса в своём поведении начинает ориентироваться на других. Возникает эффект самообучения, ведь не случайно мы говорим, что на занятии дети учатся, то есть учат сами себя. В итоге у учеников складывается личностное видение трудности, возникает самостоятельная ориентация в её содержании. А личностное видение тянет за собой личностную решимость её преодолеть. Это и является основным принципом социоигровой педагогики.
    Реализация системного подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. На мой взгляд, абсолютно удачным является сочетание следующих идей и педагогических технологий:
     1) Идея личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)
               2) Идея деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.
               3) Идея развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В Занков, В.В.Давыдов)
               4) Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
    Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение 
    воспринимать информацию, способность к рефлексии прием
    « Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
    Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился » - осознание результативности деятельности. 
    Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:
    «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».
     Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. 
    Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
    На протяжении нескольких лет стремлюсь применять в своей профессиональной деятельности личностно-ориентированный подход. Считаю необходимым выслушать на уроке всех желающих высказаться. Мнение каждого ребенка заслуживает внимания. Уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке. Создание ситуации успеха на своих уроках.. Создать ситуацию успеха, значит – создать ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения. Привести к успешности – значит обеспечить соответствие результатов учебной деятельности школьника требуемым нормативам. Систематическое создание ситуации успеха учителем является одним из путей (наиболее эффективным, гуманным) достижения успешности.
    Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Свою работу выстраиваю следующим образом: 1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету; 2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. 
    На мой взгляд, самыми ценными работами, завершающими изучение какой-либо темы, являются детские работы творческого характера, всегда стараюсь предлагать ребятам альтернативные творческие задания.
     Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это прежде всего постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
    Спроектировать учебный процесс позволяет технологическая карта урока. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
    Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
    Структура технологической карты включает:
    •    название темы;
    •    цель освоения учебного содержания;
    •    планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    •    основные понятия темы; 
    •    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
    Создание технологической карты позволяет учителю:
    •    осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; 
    •    определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); 
    •    определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; 
    •    соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
    Преимущества технологической карты:
    •    использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
    •    освобождается время для творчества учителя;
    •    обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    •    снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
    •    обеспечивается повышение качества образования.
    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: 
    •    учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    •    используются эффективные методы работы с информацией;
    •    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
    •    обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
    Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
    Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
    Современный урок – это:
    •    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
    •    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. 
    •    урок, содержащий разные виды деятельности. 
    •    урок, на котором ученику должно быть комфортно.
    •    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. 
    •    современный урок развивает у детей креативное мышление. 
    •    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. 
    •    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. 
    Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/kakim_dolzhen_byt_sovremennyj_urok_russkogo_jazyka.docx
    Категория: Методические статьи | Добавил: rrr0901 (22.05.2015)
    Просмотров: 2573 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2 Генрич  
    Многие методические инновациисвязаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организациипознавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что
    практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют
    возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
    Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного
    материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен
    знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере
    доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только
    получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение
    выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения,
    участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучениименяется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место
    активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для
    инициативы. Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя:
    информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки
    учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным
    учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей,
    развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести
    диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только
    получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной
    сфере и в коммуникационной.

    1 Васа  
    Теоретический материал хороший, правильный.главное, чтобы на практике получилось всё на "5".

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]