Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 05:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методические статьи [17]
Конспект урока [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Современный урок » Методические статьи

    Изучение дизайна костюма с помощью проектных технологий и ИКТ

    Изучение дизайна костюма с помощью проектных технологий и ИКТ.
    Мода проникла во все сферы нашей жизни. Хотим мы того или нет, все мы невольно оказываемся под ее влиянием и, более того, мода вовлекает нас и особенно молодежь в свой механизм. Именно поэтому занятия объединения «Костюмерия» Дома детского творчества р.п. Духовницкое по созданию коллекций одежды и их демонстраций так актуальны сегодня. Всегда интересно узнать, как из лоскута ткани появляется шедевр, как на бумаге из миллиона штрихов проявляется форма, как человеческий разум превращает идею в живую субстанцию, которою мы называем одежда. Настоящий творческий процесс, однако, скоротечный. Обучение в объединении дополнительного образования художественно-эстетического направления «Костюмерия» - двухлетние. У меня, как педагога, немного времени на обучение и воспитание, но при умелой постановке задач, умелом распределении учебного времени, умелом применении инновационных методов и технологий можно оперативно и гибко реагировать на развитие творческой личности и добиться многого в сфере обучения.
    Для мотивации интереса, повышения качества образования, я использую разнообразные методики и технологии, цель которых не только трансляция знаний, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей учащихся, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности в обстановке доброжелательности и взаимопонимания. Многолетний опыт работы в сфере образования показал, что в развитии интереса к виду деятельности нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет созерцательный, а не познавательный интерес к предмету.
    В своей работе в качестве дополняющего к традиционной форме обучения наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения , которые позволяют воспитанницам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению и как следствие - к свободному творчеству. Выбор метода проектов обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.
    Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Использование технологии проектов характеризуется высокой степенью коммуникативности и активным включением учеников в реальную деятельность по проектированию и изготовлению изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
    Типология проектов, которые выполняют мои воспитанницы разнообразна: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные и фантастические, они могут быть краткосрочные и долгосрочные, но любой проект, который выполняют девушки, включает в себя следующие этапы: организационно-подготовительный, практический или технологический и заключительный: презентационный и контрольный – подведение итогов и серьезный анализ выполненной работы. Наибольшей популярностью пользуются непродолжительные(2-3 месяца) творческие проекты по созданию коллекции костюмов, который включает в себя разработку эскизного проекта, пошив коллекции и ее показ-дефиле.

    Деятельность учащихся при выполнении проектов
    Организационно-подготовительный этап Технологический этап Заключительный этап
    Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации. Организация рабочего места. Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Построение рисунка дефиле, создание образа средствами макияжа. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. Корректирование конструкторско-технологической документации. Экономическое обоснование. Минимаркетинговые исследования. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов. Защита проекта.
    Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность;
    материалоемкость; стоимость и т. д.
    Анализируя свою работу по применению проектного метода на разных этапах обучения, согласовывая с тематикой разделов изучаемого курса, могу отметить, что у воспитанниц появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
    Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не справляющихся с поставленной задачей, то теперь все задания выполняются всеми кружковцами. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых ни я, ни они сами даже и не подозревали, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
    Обучающиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Только за последний год работы объединения было создано три коллекции разноплановых по применяемым материалам, способам изготовления, стилям, назначению: коллекция современного русского костюма «Русские узоры», где в качестве аппликации использовались мотивы жостовской, гжельской, хохломской росписей, коллекция коктейльных платьев «Гармония двух миров», здесь конструкция моделей строилась на основе контрастных цветов, коллекция костюмов из вторичного сырья «Водные нимфы», которая была навеяна русскими сказаниями о русалках.
    Девушки ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в поиске новых идей для создания коллекций, как например, произошло с коллекцией «Мой дом - Россия», основой для которой послужила государственная символика: красно-сине-белое цветовое решение, внимание к деталям и вечный романтический стиль. Коллекция «Виват, Гусария!» была разработана и создана в Год истории и стала нашим посвящением героям Отечественной войны 1812 года. Обучающимися были изучены составляющие униформы русских гусар, полковая расцветка, значимость отделки: галунов, шнуров, бахромы и тесьмы. Коллекция «Ленты Победы» родилась после изучения истории георгиевских лент и была представлена на суд зрителей 9 мая 2015 года на праздничном концерте, посвященному 70-летию Победы и имела большой успех, особенно у ветеранов Великой Отечественной войны.
    Улучшается и общий психологический климат на занятиях: учащиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных конкурсах, смотрах, выставках, концертах, других мероприятиях, проводимых на различных уровнях, нередко становясь лауреатами и победителями.
    Проектная деятельность продолжается с использованием информационно-коммуникационных технологий по следующим направлениям: «Семейный бюджет» (выполняется в электронных таблицах Excel); «Бизнес-план фирмы» (Excel, Word, Power Point), «Домашняя библиотека» (Access) и др. Сюда входит и создание электронного варианта пошаговой работы над проектом, и презентация работы, и фиксация результатов с помощью графиков и таблиц исследования, и работа с электронной библиотекой Интернет-ресурсов. Работа в программах «Генетика кроя Галины Злачевской», «Макияж и прическа» позволяют работать самостоятельно и экспериментировать. TestMaker дает возможность проводить контроль знаний воспитанниц. Экскурсии в электронные музеи моды и предметные коллекции, виртуальные дефиле, иллюстрации объектов, проектируемые на большой экран с помощью LCD- проектора позволяют обогатить урок нестандартными и новыми формами работы, которые способствуют развитию познавательного интереса учениц.
    Сеть Интернет позволяет моим воспитанницам свободно подбирать дополнительный материал к занятиям, с ее развитием становится всё больше сервисов и услуг, которые нацелены на то, чтобы сделать пользование информацией максимально комфортным, обеспечить независимость от стационарных рабочих мест.
    Веб 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют учащимся не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Из всего многообразия этих сервисов мы выбрали наиболее эффективные и удобные.
    И теперь можем организовать следующую коллективную деятельность :
    • совместный поиск и хранение информации http://www.bobrdobr.ru ;
    • совместное использование фотоматериалов http://picasaweb.google.ru;
    • создание и совместное использование медиа-материалов http://youtube.com;
    • совместное создание и редактирование гипертекстов http://ru.wikipedia.org;
    • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов http://docs.google.com/.
    Также в проектной работе используем и другие сервисы, например:
    • Веб-альбомы Picasa, которые позволяют организовать знакомство участников проектов, создание коллажей и фильмов в обучающих целях, обмен фотографиями с учащимися других объединений;
    • Сервис Бобр Добр предназначен для хранения закладок, позволяющих хранить ссылки на сайты, которыми участники проекта наиболее часто используют на этапе поиска информации по теме проекта. Преимущество таких сервисов в том, ссылки доступны на любом компьютере, подключенном к сети Интернет;
    • Анкетёр.ру позволяет создавать интерактивные анкеты, которые можно активно использовать на рефлексивном этапе.
    На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:
    • у воспитанниц значительно повысился интерес искусству дизайна одежды;
    • очень часто ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на занятие;
    • проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;
    • повысилось качество творческих работ.
    Таким образом, широко используя в учебном процессе проектный метод при создании коллекций одежды, как основной для развития творческих способностей , я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьниц, а использование ИКТ позволяет проектировать мне, как педагогу, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!
    Список литературы и Интернет-ресурсы:
    1. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6 ,2006
    2. Леонтьев, А.В., Капустин,В.С., Сасова, И.А. Технология: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя. Под ред. И.А.Сасовой. – Москва: Вентана-Граф,2008.
    3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – Москва: Народное образование,1998 -256
    4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. - Москва, 2001
    5. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ - 2-е изд.испр.-Москва: Интуит.ру, 2007.
    6. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. В.А. Хуторской. Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/



    Источник: http://nsportal.ru/khokhlova-nina-borisovna
    Категория: Методические статьи | Добавил: duhov-obrazovanie (26.05.2015) | Автор: Хохлова Нина Борисовна
    Просмотров: 668 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.2/4
    Всего комментариев: 4
    3 olgaviktorovna410  
    Здравствуйте! Большое спасибо за интересную идею по активизации проектной деятельности на основе исторического аспекта. Для меня была важна  подборка образовательных сервисов и Ваши комментарии и рекомендации по их вариативному использованию.

    4 duhov-obrazovanie  
    Добрый день. Спасибо всем за комментарии. Рада , что мой опыт работы стал интересен.

    2 galinaromanova  
    Согласна с автором, что проектные технологии в дополнительном образовании наиболее эффективны.

    1 setezheva2014  
    Работа интересная, содержательна. В настоящее время модернизация дополнительного образования -актуальна

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]