Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 22:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методические статьи [17]
Конспект урока [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Современный урок » Методические статьи

    Через геопоэзию к истине!

    В географию я пришла из начальных классов, где у ребёнка главный вопрос «Почему?» Находя ответ на свой вопрос  ребёнок познаёт мир. Принцип «почемучек» я решила использовать на уроках географии. В качестве помощника, инструмента- использую поэзию, точнее геопоэзию. Вспомним, что  функционально поэзия – «информация в удобной для запоминания форме».  
    1. А что же тогда означает слово «геопоэзия»? 
    К геопоэзии я  отношу литературные произведения в стихотворной форме, содержащие сведения географической тематики (страны, народы, реки и т.д.) Единицей геопоэзии является геостих.
    2. К геостихам предъявляется  требование документальности: 
    А) сообщаемые в них сведения должны быть достоверны и точны
    Б) в содержании не должно быть конкретного ответа на проблемный вопрос
    Вы можете возразить мне, сказав, что поэзию используют на уроках все учителя. Но отличие всё-таки есть. 
    Ведь у каждого учителя-практика
    Есть своя изюминка и тактика.
    Есть она и у меня. В основном элементы поэзии используются на уроках, чтобы сделать его красочнее, для эстетичного восприятия информации или в качестве примера-подтверждения. 
    3. Какие цели я преследую, используя элементы геопоэзии?
    Я учу детей в каждом   слове, каждой  рифме видеть не только поэтичный образ, но и инструмент, при помощи которого можно найти решение проблемного вопроса, другими словами прийти к истине. Работа над геостихами способствует развитию и активизации умственной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность на уроке с применением геопоэзии предполагает развитие всех психических процессов: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования.
    4. Как это работает? 
    Процесс решения проблемной ситуации посредством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы:

    Каждый раз находя решение и ответив на вопрос «Почему?» и «Так ли это?» ученик совершает своё маленькое открытие, и таким образом познаёт мир. 
    5. Практическое применение технологии  работы с геопоэзией:
    А) применение на уроках и во внеурочное время
    Б) на  уроках по разным предметам
    В) на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных)
    Г) на разных этапах урока (объяснение нового материала, закреплении, проверке знаний)
    6. Технология работы с геопоэзией имеет свои плюсы. 
    1) не занимает много времени на уроке
    2) развивает интерес к предмету.
    3) не требует дополнительного пособия и оборудования
    Чтобы показать,  как я применяю элементы геопоэзии на уроке, предлагаю Вам фрагмент урока географии в 5 классе.
    Учебное занятие
    Класс –5
    Тема: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
    Цель:  познакомить учащихся с круговоротом воды в природе; развивать логическое мышление, память; воспитывать экологическую культуру.
    Оборудование: презентация «Мировой круговорот воды в природе», геостихи по теме.

    Ход урока:
    Учитель: Наша задача на данном этапе урока - работа с геостихотворением, которое поможет нам совершить маленькое открытие. 
    1.    Чтение геостихотворения
    Хоть в это поверить не очень легко, 
    Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
    Волги вода и в Байкале и в Ниле.
    И в Танганьике, и в нашей квартире. 
                                                           И.Якимов
    2. Постановка проблемного  вопроса
    -Вы внимательно слушали, а теперь ответим на вопрос: «Так ли это? Прав ли автор?»  Что заставляет нас усомниться в достоверности услышанного? 
    3. Мозговой штурм
    -Найдите все перечисленные объекты на географической карте. Сделайте вывод о ГП частей гидросферы. 
    - Они находятся на разных материках. И не соединяются нигде.
    - Тогда каким образом вода могла попасть в эти водоёмы? Есть ли у вас какие-нибудь предположения? 
    -Она испарилась из Волги  и пар поднялся в атмосферу. Потом выпали осадки над Нилом и Байкалом и попали в водоёмы.
    Анализ, синтез, сравнение
    - А как эти осадки оказались над Нилом или Байкалом?
    - Тучи гнал ветер.
      4. Выводы, суждения, обобщение
    - А как вода Волги может попасть в квартиры жителей других городов и стран, например, жителей США? Ведь они тоже читали этот геостих.  
    Осадки выпадают везде и уходят в землю, где смешиваются с подземными водами. Человек берёт их и по водопроводу  вода идёт в дома.
    -Покажите, пожалуйста, движением рук, какой путь совершила вода из Волги в нашу квартиру или Байкал, при этом проговаривая  вслух действие воды. (Испаряется, переносится, выпадает, перемещается). 
    -Какое  движение вы совершили руками?
    -Круговое.
    5. Маленькое открытие
    -Какое же открытие мы с вами сделали?
    - Вода совершает круговорот в природе.
    -Давайте наше открытие сформулируем в виде правила, используя рисунок.
    Далее работа идёт по слайду «Мировой круговорот воды в природе». Выясняется, почему круговорот воды назван мировым. Т.е вода не исчезает с поверхности суши навсегда. Она возвращается в виде осадков.
    Закрепление.
    Учитель: назовите слова, которые мы неоднократно использовали , совершая своё открытие. (вода, пар, осадки,  тучи, ветер, перенос, влага, облака, гидросфера.
    Предлагаю вам поработать в группах. Используя предложенные рифмы написать четверостишие, включая основные закономерности круговорота воды в природе.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/cherez_geopoehziju_k_malenkomu_otkrytiju.doc
    Категория: Методические статьи | Добавил: rrr0901 (25.05.2015)
    Просмотров: 423 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Капелька  
    Увидела и позаимствовала для примера! Спасибо!

    1 Капелька  
    Интересный материал. Автор показала ход урока согласно современным требованиям. На уроке используются различные формы работы с детьми: работа в группах, проблемное обучение. Хотелось бы увидеть конспект урока до конца.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]