Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности дошкольного учреждения. В настоящее время, когда стремительными темпами развивается научно-технический прогресс и различного рода инновации становятся частью нашей жизни, системное психологическое сопровождение становления личности дошкольников становится очень важным аспектом психологической работы в сфере образования.
Чрезвычайная актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на современном этапе заставляет нас искать новые подходы к её эффективному решению. Одним из аспектов этой проблемы является сохранение психологического здоровья детей, то есть физического и психического. Это становится приоритетным направлением в оздоровительной работе с детьми уже в дошкольном возрасте, так как только психически здоровый ребёнок способен полноценно учиться и развиваться как личность. С целью выработки более эффективного механизма психолого-педагогического сопровождения ребёнка в нашем детском саду работа ведется по нескольким направлениям: - психодиагностическое; - консультативное.
Вся работа планируется в соответствии с задачами годового плана ДОУ. В настоящее время в дошкольных учреждениях все чаще применяется инновационная деятельность. Одной из современных инновационных форм работы, применяемых в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении, является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет перейти и затронуть не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно и комфортно. В рамках проектной деятельности проводится большая разноплановая работа с педагогами, родителями и детьми о значимости этого метода для развития личности дошкольников: беседы, дискуссии, консультации, семинары-практикумы, тренинги, выставки детских работ, презентации
проектов и др. Как правило, все наши проекты – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала
детского сада, поэтому любая тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Метод проектов очень помогает мне в работе с детьми дошкольного возраста. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Моя задача помочь педагогу распределить роли в проекте, направить в нужное
русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.
Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:
– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.
На протяжении всего психологического сопровождения проекта, я наблюдаю за детьми и определяю ориентиры психолого-педагогического мониторинга и диагностики для своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции. Главным направлением в этой работе я считаю работу с родителями, так как только вместе с семьёй можно достичь значимой динамики и в повышении образовательного уровня родителей, и в оказании психологической помощи детям. Свою работу с ребенком начинаю с момента принятия его в ДОУ. С того же времени устанавливаю взаимодействия с родителями и педагогами группы.
В ознакомительной беседе с родителями выясняю их отношение к поступлению ребенка в детский сад, предполагаемую степень участия в работе учреждения. Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. На основании всех наблюдений я увидела, что современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств как дефицит общения со взрослыми.
Игра - наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Именно в игре у дошкольников формируются умения и такие качества -адаптивность; -коммуникативные умения; -межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/peddebut2016/tvorch.rabota_zajchenkovaon.docx |