Обновление образования происходит по многим причинам. Главные из них: меняется рынок труда, выявляющий потребности человека и удовлетворяющий их; разрабатываются новые образовательные концепции, программы и механизмы их реализации; создаются демократические и гуманистические системы управления; ведется поиск и внедрение нового содержания образования; осуществляется вхождение в прогрессивное общемировое образовательное пространство, обеспечивающее высокий уровень образованности и культуры человека.
Развитие школы – это закономерное, позитивное изменение школы (его целей, содержания, методов, форм организации) и его управляющей системы, приводящее к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания, развития учащихся.
Существование любой системы предполагает ее периодическое изменение, обновление. Образование не является исключением и подчиняется тем же законам. Выбор направления изменения в образовании зависит от нескольких факторов. Делая выбор, мы, с одной стороны, опираемся на государственный заказ, с другой на результаты собственной аналитической деятельности.
Позиция государства изложена в основных концептуальных документах: в Концепции модернизации российского образования до 2020 года, в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». В нашей стране чрезвычайно динамично и быстро, по историческим меркам, происходит становление рыночной экономики, правового государства, гражданского сознания и общественной активности. Модернизация российского образования касается каждой семьи, каждого гражданина, так как образование в мире становится все более мощной силой экономического роста, повышения эффективности (конкурентоспособности) народного хозяйства. Все это делает образование одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны и благополучия каждого человека. В решении этой политической общенациональной задачи огромная роль принадлежит общественности: семье, родителям подрастающего поколения.
В нашей школе всегда уделяли большое внимание взаимодействию, взаимопониманию, взаимоподдержке между всеми участниками образовательного процесса: учителями, учениками, родителями. От того, насколько основательно будет выстроена стратегия управления, будет зависеть будущее школы.
Объективная обусловленность модернизации образования в школе предопределяется изменением социального заказа со стороны общества (родителей учащихся).
школа располагается в сельской местности, в которой проживают молодые люди, имеющие высшее образование. Это позволяет им предъявлять высокий образовательный запрос к уровню преподавания, образования и воспитания.
Ключевыми направлениями образовательного заказа со стороны общества являются:
обеспечение высокого уровня качества знаний, определяющего профессиональное и гражданское самоопределение личности;
реализация мотивации у учащихся к дальнейшему получению образования;
удовлетворение разносторонних, культурных и духовных потребностей; адаптация выпускника к постоянно изменяющимся экономическим условиям.
Задача обеспечения качественного образования всегда стояла в нашей школе. Однако воспроизводство старого качества образования перестало быть актуальным.
Поиск путей предоставления современного качества образования на школьном уровне определил комплекс задач по управлению качеством образования:
моделирование желаемого уровня качества результатов образования, что фактически означает построение модели выпускника школы;
моделирование образовательных процессов, необходимых для достижения требуемого качества результатов образования;
создание условий для обеспечения такого функционирования образовательной системы, которая обеспечивает достижение заданного уровня качества образования.
Современная школа сегодня живёт и развивается в динамично развивающемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие
требования. Не секрет, что в одиночку с управлением школой не справиться. Любому руководителю нужны помощники. В демократической школе, которую мы создаём, должна быть очень высока степень участия и учащихся, и учителей, и социальных партнёров в деятельности школы.
Школа, остро чувствуя необходимость модернизации системы внутришкольного управления, имеет все предпосылки для повышения эффективности управления школой и создания демократической школы. В процессе модернизации внутришкольной системы образования мы хотели бы расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться соответствующей нормативно-правовой базой и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования.
Указом Президента Российской Федерации №1134 от 31.08.99 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений РФ» и приказами Министерства образования РФ было нормативно закреплено создание попечительских советов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В МБОУ-ООШ с. Розовое попечительский совет был зарегистрирован в 2000 году.
Практическая реализация любой идеи при условии вдумчивого и неформального подхода рождает проблемы. Такие проблемы возникли и у нас: где взять нужное количество попечителей, какова ответственность попечительского совета, как объяснить привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы и как уберечь привлеченные средства от снятия их со счетов?
На фоне позитивных тенденций развития общественных форм управления в школе наблюдается недостаточное проявление инициативы, а также поддержки образовательного процесса.
Поэтому мы обращаемся к феномену государственно-общественного управления. Это одна из наиболее развитых форм социального взаимодействия, создающая условия приобретения дополнительных ресурсов для развития, вносящая вклад в становление гражданского общества. Такое понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.
Выбор общей стратегической цели проекта обусловлен, во-первых, приоритетами муниципальной системы образования в части модернизации систем управления образованием, развития социального партнерства и государственно-общественного управления, во-вторых, задачами реформирования российского образования, определенными в Концепции его модернизации, в части обеспечения нового качества образования; развития открытости образования; становления государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; трансформации системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. В связи с этим стратегическая цель проекта:
осуществить вклад в развитие системы образования региона на основе открытости и социального партнерства; использовать потенциал общественного управления школой для повышения результативности его деятельности, для повышения качества знаний выпускников.
Общая цель проекта: обеспечить современное качество образования через создание гибкой системы управления ресурсами путём усиления государственно-общественного управления.
Конкретная цель проекта:
выстроить гибкую систему управления ресурсами на школьном уровне через усиление государственно-общественного управления в школе с оптимальным сочетанием государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей;
внедрить новую модель государственно-общественного управления в школе.
Вряд ли стоит доказывать, как важно сегодня достичь подлинного государственно-общественного управления школой. И не только потому, что это необходимая составляющая демократического, гражданского общества, но и потому, что такое управление делает школу открытой, позволяет чутко прислушиваться к потребностям общества, понимать его требования к школе, корректировать в связи с этим образовательный процесс.
Начиная работать над проектом «Внедрение новой модели управления школой через развитие ГОУ мы даже не могли представить, как много важных и полезных моментов мы упускали в своей работе.
На сегодняшний день в понимании сущности государственно-общественного управления в системе образования признано целесообразным различать явления новых, более демократичных отношений, взаимодействий между государством, гражданским обществом и образованием, участия всех сторон в решении различных вопросов образования; особственно управленческие аспекты этих взаимодействий, связанные с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении, ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой среды для учащихся. Дальнейшее движение в понимании сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях:
• государственной составляющей;
• общественной составляющей;
• развитие согласованного компонента.
Государственная составляющая, представленная директором школы, должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.
Директор (администрация) осуществляет управление ресурсами;
В общественной составляющей выделяются:
внутренние компоненты:
o педагогический коллектив, обеспечивающий образование, воспитание;
o учащиеся, осуществляющие самообразование, самовоспитание;
внешние компоненты:
o родители, осуществляющие воспитание, оказывающие помощь в образовании, могут быть инвесторами (могут инвестировать себя, т.е. свое время и знания или финансы);
o выпускники, которые продолжают получать воспитание и обучение после окончания школы;
o инвесторы и социальные партнеры, участвующие в финансировании и формирующие социальный заказ.
«Пропорции» участия различных составляющих в управлении не могут быть заданы раз и навсегда, поэтому баланс между ними носит подвижный характер. Поведение органов государственно-общественного управления будет строиться в условиях постепенного выращивания общественной составляющей как совместно-раздельная деятельность – максимум поддержки и помощи в становлении при готовности предоставить полномочия, ответственность и ресурсы по мере этого становления. Объединение всех участников образовательного процесса в одну структуру – Совет по развитию школы, представляется нам наиболее целесообразным. Почему не управляющий совет? Мы считаем, что в названии «управляющий совет» заложена изначально одна функция – управлять, а мы хотели, чтобы и учителя, и родители, и учащиеся, и даже инвесторы были заинтересованы в инновационном развитии школы. Это и применение новых образовательных технологий, и создание новых образовательных программ, и повышение образовательного уровня педагогов, и благоустройство помещений и др. Реализуя данную структуру управления, мы делаем упор на объединение всех подразделений школы и интеграцию межведомственных ресурсов для реализации задач, стоящих перед нами.
Развитие государственно-общественного управления связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания субъектов образования и представителей социума. Среди таких рисков можно выделить:
• опасность понимания развития государственно-общественного управления как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления;
• опасность «фрагментации» гражданского общества перед лицом актуальных социальных проблем и риск выхода на первый план групп интересов, стремящихся к корпоративному, фракционному осуществлению собственных интересов за счет других заинтересованных групп.
Цели государственно-общественного управления не могут задаваться только ведомственными интересами самой образовательной системы, а должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Принципы функционирования и развития государственно-общественного управления в школе:
• открытость и демократичность;
• взаимодействие и согласованность;
• участие и соуправление.
Конкретными показателями достижения являются:
• создание гибкой системы управления ресурсами на школьном уровне через усиление государственно-общественного управления;
• функционирование на уровне общеобразовательного учреждения Совета развития школы, Попечительского совета, активизация ученического самоуправления (школьного парламента);
• формирование ресурсной базы школы, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование в полном объёме: подготовка выпускника, владеющего не только определёнными знаниями и умениями, но и обладающего новыми ключевыми компетенциями, соответствующими актуальным и перспективным потребностям общества;
• обновление содержания образования;
• реализация новых форм и технологий обучения: использование метода проектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, внедрение научно-исследовательской деятельности.
Стратегия данного проекта состоит в обеспечении современного качества образования и определяет подходы развития и его модернизации. К их числу относятся:
• развитие взаимодействия с социальными партнёрами на муниципальном уровне;
• установление и использование внешних связей в интересах обеспечения современного качества образования;
• создание гибкой структуры управления учреждением на основе внедрения новых форм государственно-общественного управления;
• совершенствование учебно-воспитательного процесса школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся.
Разрабатывая проект, команда школы заботилась только об одном, чтобы в результате не было проигравших, а были только победители.
o Школьники. Возможность участия в управлении образовательно-воспитательным процессом, развитие коммуникативных способностей, постижение азов управления, работы с людьми, возможность отстаивать свои права. Современное качество образования обеспечит выпускникам школ успешность в выборе будущей профессии, возможность достаточно высокой заработной платы, позволит создать материально обеспеченную семью, что соответствует пожеланиям учащихся. Они приобретут навыки социального партнёрства. Учащимися будут освоены современные формы социального взаимодействия.
o Родители. Дополнительная возможность постигать педагогику воспитания, влиять на учебно-воспитательный процесс, воздействовать на окружающее общество в целях его изменения к лучшему для воспитания и развития детей, оградить детей от негативных воздействий, осуществлять педагогические, экономические, нравственные идеи в школьном процессе. Произойдут изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса. Родители учащихся, включаемые в механизм государственно-общественного управления через реализацию идеи создания гибкой системы управления, получат возможность оформлять и предъяв¬лять школе образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребенка, оказывать влияние на состояние образовательного про¬цесса и непосредственно участвовать в управлении школой.
o Педагоги. Защита от администрирования и бюрократии. Повышение уровня квалификации и профессионализма. Кроме того, педагогический коллектив в результате реализации проекта сможет оперативно получать информацию об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать. Учителями лицея будут освоены новые формы социального взаимодействия.
o Администрация (директор). Усиление возможности управления образовательно-воспитательным процессом; дополнительные возможности общения с учащимися, родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на эти изменения. Приобретение знаний современного менеджмента.
o Социальные партнеры. Преобразования приведут к снижению уровня конфликтности в педагогическом сообществе.
Инновационной находкой в организации образовательного процесса в школе является внедрение в практику работы научного общества учащихся. Это творческое объединение, реализующее образовательные задачи (развитие навыков научно-исследовательской, проектной и экспериментальной деятельности). С другой стороны его можно рассматривать как одну из форм ученического самоуправления.
Еще одно новшество - это создание Совета выпускников и разработка комплексно-целевой программы «Выпускник». Выпускники – это гордость, результат работы, «продукт труда» Розовской школы, и кому, как не выпускникам, подсказать, помочь своей школе. Наши выпускники – это и будущие возможные родители наших учащихся, а значит, от сегодняшнего взаимодействия с выпускниками зависит успешное взаимодействие с родителями.
Придут ли в школу родители, приведут ли своих детей – проблема, от которой зависит будущее и образования, и общества!
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/peddebut2016/doklad_vnedrenie_novoj_modeli_tatakovakm.doc |