Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 18:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС

    Михайлова Наталья Евгеньевна. Системы работы педагога по использованию исследовательской и проектной технологий.

    Спорьте,
    заблуждайтесь,
    ошибайтесь,
    но ради бога, размышляйте,
    и хотя и криво, да сами.
    Г.Э. Лессинга
    Происходящие в начале XXI века широкомасштабные преобразования во всех сферах современного общества потребовали существенных изменений в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
    Как известно, классическая парадигма образования, доминирующая в системе образования прежних лет, ориентировала на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся были монологическими, субъект – объектными. Перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
    В основе нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно - деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, сформированность ценностно-смысловых установок; предметные результаты - опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний; метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
    Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
    Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

    Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик — ученики, ученик — родители, разновозрастное сотрудничество). Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно - деятельностные. В-третьих, дети практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами; у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность. (1)

    Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), который с 1905 года активно использовал в своей педагогической деятельности метод учебных проектов.
    Овладение методом проектов обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной. Представляю свою систему работы на начальной ступени образования.
    I. При организации проектной деятельности необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
    Выделяют три специальных этапа, каждый из которых имеет своё особое содержание и формы реализации, а также позиции участников совместной деятельности: на первом —пропедевтическом этапе (1 класс) происходит погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность; на втором этапе организуются коллективные исследования с элементами проектной деятельности (2 класс) с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений; на третьем этапе происходит расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 — 4 класс) и способами организации индивидуального и коллективного исследования.
    II. Учитываются не только возрастные и психологические особенности современного младшего школьника, но и необходимость развития нового типа взаимодействия между педагогом и учащимся, основанного на положениях концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка. Позиция педагога меняется от руководителя к организатору и участнику совместной проектно-исследовательской деятельности, а позиция ребёнка - от исполнителя (заданий, требований) к равноправному и влиятельному участнику совместной деятельности.
    III. Чётко планируется работа по организации проектной деятельности в рабочей программе педагога. Примерная тематика проектных заданий разрабатывается на каждый год обучения. Она достаточно широка, постоянно обогащается с учётом интересов и возможностей, как обучающихся, так и педагога.
    IV. В помощь педагогу и обучающимся разрабатывается различный материал для работы над проектом: методические рекомендации педагогу, методические рекомендации ученику, памятки для учащихся, критерии презентации, критерии буклета, шаблоны презентаций.
    V. Самое главное в проекте поэтапная деятельность: определение темы, выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
    Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
    VI. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу:
    1. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
    2. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

    3. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.
    3. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
    4. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

    5. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
    VII. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
    -степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
    -степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
    -практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
    -количество новой информации использованной для выполнения проекта;
    -степень осмысления использованной информации;
    -уровень сложности и степень владения использованными методиками;
    -оригинальность идеи, способа решения проблемы;
    -осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
    -уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
    - владение рефлексией;
    -творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
    -социальное и прикладное значение полученных результатов.
    В своей практике работы я реализую проектную деятельность через урок, внеурочную деятельность. За это время апробирована методика создания учебных проектов различных типологий:
    1. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
    2. Творческие проекты не имеют проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат.

    3. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?
    В качестве примера использования "метода проекта" приведу урок русского языка во 2 классе.

    Моя система работы основывается на ведущих положениях метода проектов:
    • на учете особенностей личности обучающихся;
    • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
    • на изменении основной схемы взаимодействия педагог + воспитанник = партнерское сотрудничество;
    • на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
    • на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению знаниями.

    Эффективность использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся отслеживается с помощью педагогических наблюдений, участия в различных конкурсах и проектах:
    Название проекта Уровень Результат Ссылка
    Путешествие в мир сказки и музыки Межмуниципальный сетевой конкурс учебно – методических проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий
    Сетевое сообщество Олимп - Балаково
    Диплом
    I степени Страница конкурса
    http://www.openclass.ru/node/268546
    ЦОР
    http://www.openclass.ru/node/280586
    итоги
    http://www.openclass.ru/node/290353

    В гостях у осени Межрегиональный сетевой конкурс творческих проектов «В гостях у осени»
    Сетевое сообщество ЭКО-НН Диплом
    III степени Страница конкурса
    http://www.openclass.ru/node/319122
    Вики-страница участника
    http://www.openclass.ru/node/326649

    Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка! Сетевой конкурс «Предотвращение, спасение, помощь»
    Сетевое сообщество «Балаковочка»
    Диплом
    I степени Страница конкурса
    http://www.openclass.ru/node/351914
    итоги конкурса
    http://www.openclass.ru/node/358870
    Ролик «Опасные забавы»
    https://www.youtube.com/watch?v=-dbjjQsccP8

    Дождливое настроение Сетевой конкурс «Дождливое настроение»
    Сетевое сообщество «Подросток» Диплом победителя Страница конкурса
    http://www.openclass.ru/node/366552
    вики-страница участника
    http://www.openclass.ru/node/371718

    Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея¬тельность. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся по проектной деятельности. Продуктивная творческая деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности.

    Интернет – ресурсы
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

    2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждения (По материалам сайтов:

    • http://festival.1september.ru/articles/603308/,
    • http://olg.ucoz.ru/,
    • http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm,
    • http://pages.marsu.ru/iac/educat/nauka/metod_rec_moskov.html)

    3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 

    4. Якимов И.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

    5. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Составители: канд.пед.наук, доцент кафедры ПОТиД Е.П. Алексеене; студентка группы П-5915 М.Н.Толстоногова

    6. Проекты в начальной школе

    7. Мастер-класс "Проектная деятельность". Щербатых Нина Ивановна

    Категория: Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС | Добавил: солнце0764 (25.10.2014)
    Просмотров: 1635 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 8
    7 nkisina  
    Да, Наталья Михайловна, думаю Вы просто поторопились. Лессинг - мужчина.

    8 солнце0764  
    Спасибо! Увидела свою опечатку. С уважением Михайлова Н.Е.

    4 nkisina  
    И по первому вопросу. Правильно ли я поняла, что методические рекомендации Вы как бы самостоятельно сами себе даете?

    6 солнце0764  
    Методическиерекомендации педагогу, методические рекомендации ученику,  памятки для учащихся, критерии презентации,
    критерии буклета, шаблоны презентаций разрабатываются на основе  методических рекомендаций педагогов,
    разрабатывающих данную технологию.

    3 nkisina  
    Я понимаю, но что Вы поставите в журнал?

    5 солнце0764  
    Большую часть проектов мы проводимво внеурочной деятельности, так как она тесно связана с урочной
    деятельностью.  И отметка за такую
    деятельность не ставится. В локальном акте школы «Положение о проектной
    деятельности»  прописаны поощрения
    участников проектов.Если  проектная деятельность или исследовательскаядеятельность проходит на уроке, то  в
    оценочном листе отметка ставится по каждому критерию и итоговая отметка
    определяется как среднее арифметическое по следующим критериям: ниже базового
    уровня  «2», базовый уровень «3», выше
    базового уровня «4 и 5» в соответствие с УУД в каждом классе.

    1 nkisina  
    Наталья Евгеньевна, с интересом прочла Вашу статью. Разрешите два вопроса?
    1. Вы пишете, что перед началом проектной или исследовательской работы необходимо разработать методические рекомендации для учителя. Кто и как их разрабатывает в Вашем случае?
    2. Вы указываете целый ряд критериев для оценки деятельности ученика. Каким образом эта оценка преобразуется в балльную?

    2 солнце0764  
    "При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося."

    Речь идёт не об отметке (бальной), а об оценке деятельности.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]