Спорьте,
заблуждайтесь,
ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами.
Г.Э. Лессинга
Происходящие в начале XXI века широкомасштабные преобразования во всех сферах современного общества потребовали существенных изменений в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Как известно, классическая парадигма образования, доминирующая в системе образования прежних лет, ориентировала на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся были монологическими, субъект – объектными. Перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В основе нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно - деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, сформированность ценностно-смысловых установок; предметные результаты - опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний; метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик — ученики, ученик — родители, разновозрастное сотрудничество). Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно - деятельностные. В-третьих, дети практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами; у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность. (1)
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), который с 1905 года активно использовал в своей педагогической деятельности метод учебных проектов.
Овладение методом проектов обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной. Представляю свою систему работы на начальной ступени образования.
I. При организации проектной деятельности необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Выделяют три специальных этапа, каждый из которых имеет своё особое содержание и формы реализации, а также позиции участников совместной деятельности: на первом —пропедевтическом этапе (1 класс) происходит погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность; на втором этапе организуются коллективные исследования с элементами проектной деятельности (2 класс) с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений; на третьем этапе происходит расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 — 4 класс) и способами организации индивидуального и коллективного исследования.
II. Учитываются не только возрастные и психологические особенности современного младшего школьника, но и необходимость развития нового типа взаимодействия между педагогом и учащимся, основанного на положениях концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка. Позиция педагога меняется от руководителя к организатору и участнику совместной проектно-исследовательской деятельности, а позиция ребёнка - от исполнителя (заданий, требований) к равноправному и влиятельному участнику совместной деятельности.
III. Чётко планируется работа по организации проектной деятельности в рабочей программе педагога. Примерная тематика проектных заданий разрабатывается на каждый год обучения. Она достаточно широка, постоянно обогащается с учётом интересов и возможностей, как обучающихся, так и педагога.
IV. В помощь педагогу и обучающимся разрабатывается различный материал для работы над проектом: методические рекомендации педагогу, методические рекомендации ученику, памятки для учащихся, критерии презентации, критерии буклета, шаблоны презентаций.
V. Самое главное в проекте поэтапная деятельность: определение темы, выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
VI. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу:
1. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
2. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
3. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.
3. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
4. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
5. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
VII. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
-степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
-количество новой информации использованной для выполнения проекта;
-степень осмысления использованной информации;
-уровень сложности и степень владения использованными методиками;
-оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
-уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
-творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
-социальное и прикладное значение полученных результатов.
В своей практике работы я реализую проектную деятельность через урок, внеурочную деятельность. За это время апробирована методика создания учебных проектов различных типологий:
1. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
2. Творческие проекты не имеют проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат.
3. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?
В качестве примера использования "метода проекта" приведу урок русского языка во 2 классе.
Моя система работы основывается на ведущих положениях метода проектов:
• на учете особенностей личности обучающихся;
• на связи идеи проекта с реальной жизнью;
• на изменении основной схемы взаимодействия педагог + воспитанник = партнерское сотрудничество;
• на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
• на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению знаниями.
Эффективность использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся отслеживается с помощью педагогических наблюдений, участия в различных конкурсах и проектах:
Название проекта Уровень Результат Ссылка
Путешествие в мир сказки и музыки Межмуниципальный сетевой конкурс учебно – методических проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий
Сетевое сообщество Олимп - Балаково
Диплом
I степени Страница конкурса
http://www.openclass.ru/node/268546
ЦОР
http://www.openclass.ru/node/280586
итоги
http://www.openclass.ru/node/290353
В гостях у осени Межрегиональный сетевой конкурс творческих проектов «В гостях у осени»
Сетевое сообщество ЭКО-НН Диплом
III степени Страница конкурса
http://www.openclass.ru/node/319122
Вики-страница участника
http://www.openclass.ru/node/326649
Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка! Сетевой конкурс «Предотвращение, спасение, помощь»
Сетевое сообщество «Балаковочка»
Диплом
I степени Страница конкурса
http://www.openclass.ru/node/351914
итоги конкурса
http://www.openclass.ru/node/358870
Ролик «Опасные забавы»
https://www.youtube.com/watch?v=-dbjjQsccP8
Дождливое настроение Сетевой конкурс «Дождливое настроение»
Сетевое сообщество «Подросток» Диплом победителя Страница конкурса
http://www.openclass.ru/node/366552
вики-страница участника
http://www.openclass.ru/node/371718
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея¬тельность. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся по проектной деятельности. Продуктивная творческая деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности.
Интернет – ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждения (По материалам сайтов:
- http://festival.1september.ru/articles/603308/,
- http://olg.ucoz.ru/,
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm,
- http://pages.marsu.ru/iac/educat/nauka/metod_rec_moskov.html)
3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
4. Якимов И.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
5. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Составители: канд.пед.наук, доцент кафедры ПОТиД Е.П. Алексеене; студентка группы П-5915 М.Н.Толстоногова
6. Проекты в начальной школе
7. Мастер-класс "Проектная деятельность". Щербатых Нина Ивановна |