Место современных технологий в работе учителя
Автор: Волгушова Любовь Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей» р.п.Степное Советского района
Саратовской области
Обеспечение современного качества образования невозможно без использования учителем в своей работе новейших технологий и методик обучения. Во времена не столь отдалённые имена авторитетов в педагогике, на которых равнялись, методику которых изучали и посильно внедряли в свою практику, были у всех на слуху. Невозможно было встретить учителя, не знавшего, кто такие А. Макаренко и В. Сухомлинский, не понимавшего, чем система Ш. Амонашвили отличается от методики Е. Ильина. .В 70-80-х года 20 века щироко известными стали имена Ш.А .Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, В.А. Караковского. Педагоги-экспериментаторы противопоставили свои методы и находки традиционной официальной методике. То, о чём они говорили и писали, казалось новым, необычным, конечно, оно не всеми бесспорно принималось и одобрялось. Определённо было то, что свои методики, свои системы эти педагоги строили на своём же опыте .Принимать и перенимать ли этот опыт- дело выбора каждого учителя. Повторить чужой творческий путь не всегда бывает просто.
Времена изменились. Изменилась наша страна, изменилась и продолжает меняться система российского образования. Главным ориентиром, с которым сверяется педагогическая практика, стал ФГОС. Интернет и педагогическая литература наводнены огромным количеством повторяющих друг друга статей, посвящённых современным технологиям и методикам. Сложные для восприятия на слух и запоминания названия этих технологий часто скрывают под новыми «вывесками» хорошо знакомые всем приёмы , которые мы годами используем в своей работе, не задумываясь, какой технологии следуем.
Нельзя отрицать при этом, что часть технологий на самом деле являет собой нечто новое. Проанализировав информацию, понимаем, чтó из предлагаемого мы можем перенять и эффективно использовать в своей работе. Например, уроки в 5-6 классах позволяют активно использовать технологию КСО и игровую технологию, которые способствуют решению задач по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, развивают творческое мышление школьников. Регулярное использование работы учащихся в парах способствует выработке у обучающихся навыка, интереса и потребности в общении во время работы в классе. Не секрет, что далеко не всегда на наших уроках каждый из учащихся получает свою долю внимания со стороны учителя, получает возможность ответить, продемонстрировать свои знания, просто заявить о своём участии в уроке. Работа в парах, в малых группах сменного состава даёт возможность каждому ученику внести свою лепту в урок.
Работая в различных параллелях, учитель в каждой из них использует комплекс технологий, соответствующий возрасту школьников и стоящим перед педагогом задачам.
В классах более старшего уровня актуальнее становятся технологии проектных методик, а также ИКТ и исследовательского обучения. Старшеклассники мотивированы на продолжение учёбы, идёт активная профориентация, и данные технологии способствуют самоопределению обучающихся и повышению качества образования на данном этапе. Подготовка к работе над проектом ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать решение, они совершенствуют свою коммуникативную компетенцию, происходит творческое усвоение новой информации. Таким образом, учебная деятельность индивидуализируется, приобретает поисковый и творческий характер.
Большой интерес у многих педагогов вызывает технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской. Она базируется на «идее развития и саморазвития личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». Привлекательная идея? Несомненно. Но сама И.С. Якиманская подчеркивает, что личностно-ориентированный образовательный процесс предполагает соответствие определенным требованиям, среди которых:
- конструирование учебного материала с учетом субъектного опыта предшествующего обучения ученика;
-организация учебного материала таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий и т.п.
При этом основным принципом является вариативность, позволяющая ребёнку проявить свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки. Задумаемся: есть ли у нас в данный момент возможность всё это обеспечить? Далеко не всегда.
Что же получается? Современных технологий много, значимость и эффективность многих из них мы способны оценить. А вот последовательно и целенаправленно применять эти прогрессивные технологии в своей деятельности пока получается не у всех. Причины этого, конечно, разные. Но стоит ли паниковать, форсировать процесс, наращивать темпы и искусственно повышать проценты показателей? Мне кажется, каждый учитель, работающий в современной школе, отдаёт себе отчёт в том, какая ответственность на него возложена. Каждый болеет душой за своё дело, за его результат. Каждый понимает, что должен идти в ногу со временем, быть в курсе всего нового в области педагогики. Нельзя ему что-то навязывать. Покажите, разъясните, убедите, посоветуйте, обеспечьте необходимым инструментарием - и он себя покажет, раскроет свои способности, оправдает доверие. |