Проектная деятельность в начальной школе.
Реализация экологообразовательного проекта « Мой зелёный друг»
учащимися 4 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа
п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области».
Насибова Багиля Аясбаевна , учитель начальных классов высшей категории, Отличник народного просвещения.
Природа - это единственная книга,
каждая страница которой
полна глубокого содержания.
И.В.Гёте
Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась биологической наукой, которая интересовала только учёных. И лишь в середине 20-го столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существова-ния.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым эколо-гическим мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Достичь этой цели помогут уроки экологии, окружающего мира, литературного чтения, внеклассные мероприятия на экологические темы и, бесспорно, участие в проекте « Мой зелёный друг», в котором принял участие 4 «б» класс МОУ «СОШ п. Горный».
Начали работу с ознакомления с экологическим дневником. Из обращения авторов к ребятам мы определили цель : узнаем много нового о растениях, выявим самые необычные случаи из их жизни, осознаем роль растений для природных процессов, выявим наше отношение к растениям и самое главное – научимся беречь и охранять растения!
Задания №1 – 10 (с.4 – 13) ребята выполнили с удовольствием, легко, оживлённо.
Дополняли своими загадками о растениях, рассказывали много интересного о растениях, за которыми они сами наблюдали и читали. Много полезной информации почерпнули, заочно побывав на уроке экологии. Убедились в том, что наша природа действительно - настоящее сокровище и каждое растение играет огромную роль в природе. Сделали вывод – чтобы сохранить этот удивительный мир мы должны знать жизнь растений, любить и беречь природу.
Задание №11 ( с. 13) выполняли на уроках технологии. У ребят получились разнообразные красочные аппликации и панно из сухих листьев, цветов, семян, которые были выставлены на школьный конкурс «Поделки из природного материала». Работы заняли призовые места.
Задания №12 -15 (14 – 16) не вызвали затруднений у детей. Единственное, пришлось дол-го запоминать названия растений.
Задания №16 (с.16). Проводили это занятие наши шефы - учащиеся 11 – классов. Они рассказали о комнатных растениях, которые имеются в нашем кабинете. Подготовленная презентация ребят вызвала интерес и положительные эмоции у младшеклассников.
Задания №17 (с.16) ребята выполняли совместно с родителями. Сообщения получились полными, полезными, грамотными.
Задания №18 -21 (с.17 -21). С интересом изучали комнатные растения. Открыли для себя много нового: огромное разнообразие по внешнему виду, форме и размерам листьев, цветов и что все растения делятся на группы. Дети с удовольствием рассказывали о растениях, которые растут у них дома. Малоизвестными оказались для ребят названия многих растений и некоторые термины (пассифлора, ампельные растения, суккуленты). Поэтому пришлось долго запоминать эти термины и названия. Запомнили!
Задания № 22-24 (с.22 -24) Участие в научной биологической конференции и проведение опытов помогло учащимся осмыслить, что растения, как люди, живые организмы, в них происходят физиологические процессы (дыхание, питание, испарение воды листьями, размножение и др.) Для закрепления полученных знаний способствовала игра с карточками из задания №24 .
Задания №25 -30 (с.25 -28) Ребята выполнили самостоятельно на зимних каникулах. Все справились с заданиями. Некоторые ребята приготовили презентации, на слайдах кото-рых были собраны загадки, стихотворения, рассказы, фотографии комнатных растений.
Задания № 31 -32 (с.29 -30) Дети пополнили знания о роли комнатных растений в жизни человека. Главными из которых являются – увлажнение и очищение воздуха, способность сделать нас здоровыми, обеспечение эмоционального комфорта, общение и познание мира.
Задания №33(с.30 -31) Провели исследование комнатных растений в школе. В связи с тем, что школа у нас большая, классных кабинетов 32 и опыта исследовательской работы мало, поэтому на эту работу мы отвели достаточно много времени. Испытывали трудности
и в определении оценки эмоционального восприятия комнаты и уровня её экологической комфортности. Пришлось обращаться за помощью к вожатым и шефам.
Задания №34 (с.31 -42) Весь класс принял участие в озеленении школьного кабинета. Класс был разбит на группы, каждому была отведена роль и задание по выполнению проекта. С заданием справились, кроме того посадили 5 комнатных растений - традесканции, хлорофитум, сансевьера, колеус, бегонию. Работа детям нравилась, каждый старался, помогали друг – другу.
Задания №35 (с. 43-46). Работа по созданию музея комнатных растений начата, но ещё не завершена. На данный момент избран директор, экскурсовод, оформители. Определились с названием музея и составлен эскиз эмблемы музея. Работу продолжаем.
Что дало участие в проекте «Мой зелёный друг»? Формирование ценностного отношения к окружающему миру у учащихся, реализация деятельностного подхода по изучению и охране природы своего краю, воспитание патриотизма, гражданственности,
формирование практического опыта и экологических знаний, навыков работать в группах
и самостоятельно. |