Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС приобретает новую актуальность, т.к. именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В начале прошлого года я столкнулась с проблемой, что не у всех обучающихся 5-х классов сформированы инструментальные навыки и умения логического мышления, необходимые при решении исследовательских задач. Наблюдается недостаточный уровень развития самостоятельного мышления, обучающиеся слабо владеют приёмами самостоятельного выполнения учебных исследований, прослеживается потребительское отношение к природе.
Поэтому я решила, используя социальное направление в организации внеурочной деятельности, на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся проводить экологическое воспитание школьников.
Главной целью работы стало формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Для реализации этой цели был организован волонтерский отряд «Экологическая радуга».
В работе отряда было выбрано экологическое направление.
Одно из основных назначений отряда - популяризация идеи биоразнообразия природы и ее сохранения, проведение экологического ликбеза обучающихся школы и формирование у них экологического мышления и культуры. Используется идея «от равного - равному».
Основными мероприятиями программы являются исследовательская деятельность, связанная с изучением состояния конкретных факторов окружающей среды и конкретных территорий, а также с предупреждением ухудшения их состояния. Помощь диким животным, изготовление и размещение кормушек для птиц. Практическая природоохранная деятельность по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.
Основными формами работы являются сбор информации и анкетирование, тестирование и обработка данных, наблюдения и экологические экскурсии в природе, создание презентаций, защита проектов, исследовательская деятельность, выпуск экологической газеты, экологические акции.
Одним из последних проектов завершившихся недавно стало проведение акции «Живи, лес», проведенной учениками отряда в целях оказания помощи Балаковскому лесхозу в заготовке посадочного материала для восстановления и создания новых лесных культур на территории Балаковского района, пострадавших от пожаров лесов области.
Цель акции:
оказание помощи лесхозам в сборе семенного материала в выращивании посадочного материала для восстановления лесов, пострадавших от пожара и создание новых лесных массивов; сохранение биоразнообразия региона; приобщение к исследовательской деятельности и овладение её методами;
Для выполнения проекта ученики активной группы распределили обязанности по секторам:
1. лекторы - агитаторы (5 человек)
2. редколлегия (5 человек для печати и распространения листовок)
3. поисковики (сюда вошли все ученики)
В начале работы в параллелях 6,9 классов проведена агитационная работа с учениками школы, распространены листовки с призывом о помощи, развешены объявления в школе, лекционной группой проведена беседа о сохранении биоразнообразия Саратовской области. Лекторы объяснили календарные сроки сбора семян различных древесных и кустарниковых пород Балаковского района, правила сбора и хранения семян, правила поведения в лесу и в парке во время сбора семян.
Всего в акции приняло участие более 200 учеников МАОУ СОШ№ 28 г. Балаково, ученики активно заготавливали семенной материал.
Проект достиг определенных результатов: он помог ученикам самим попытаться создать экологически благоприятную среду в городе, через непосредственное участие в общем совместном деле.
В ходе проекта достигнуты образовательные результаты трех уровней: происходило приобретение школьниками социальных знаний и понимания социальной реальности и повседневной жизни. Формировались позитивные отношения к базовым ценностям общества. Обучающиеся получили опыт самостоятельного социального действия. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности способствует формированию коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников. |