Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Дети все так же заполняют собой пространство школы, переходят из класса в класс, дружат, улыбаются, учатся, таская за плечами учебники в рюкзаках и весь мир в планшетах. Но принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей.
Только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».
Я долго думала о выборе стратегии работы, так как за плечами имею малый опыт классного руководства, и я столкнулась с вопросом: «Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?».
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость применения интерактивных приёмов, которые помогут развиваться учащимся и самому классному руководителю.
Интерактивные приёмы можно считать интегрирующими. В них обобщены наработки многих технологий: они обеспечивают и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему.
Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используются проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные приёмы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Так мы с моими ребятами на классных часах регулярно проводим упражнения и разыгрываем различные ситуации. Например, в ходе классного часа «Уникальность и ценность моей жизни» мы провели ролевую игру «Воздушный шар». В этой игре приняли участие 6 человек, которые исполняли роли людей, летевших на шаре, у каждого из них была история их прожитой жизни, а перед другими детьми была поставлена задача решить, кто один должен прыгнуть с шара, чтобы другие не погибли. Между ребятами разгорелась дискуссия, никто не остался равнодушным. В итоге, мы сделали вывод, что трудно решать за других, будут они жить или нет, но у каждого есть своя собственная жизнь и нам решать, чем она будет наполнена.
При использовании интерактивных приёмов участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
В прошлом учебном году наш класс посетил пожарно-спасательную часть № 59. С малых лет дети знакомились с правилами пожарной безопасности - во время классных часов и на уроках ОБЖ. Но совсем по-другому усваиваются эти правила, когда о них рассказывает пожарный. Ведь для детей пожарный – человек героический, спасающий из огня людей, встающий на пути у разрушения. Интерес к их занятиям стал стимулом для развития серьезного отношения к собственному поведению, препятствием для бездумных игр с огнем.
Также вместе с ребятами 9А класса и родителями мы посетили город-герой Волгоград. Учащиеся окунулись в прошлое многострадального города. Тяготы и лишения войны, горе миллионов человек, предстали перед глазами. Честно сказать, что ощущения, которые испытали участники от поездки нельзя передать словами.
Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод исследовательской деятельности и передача полученных знаний от старших к младшим позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Поэтому наш класс помог организовать несколько праздников и квестов для учащихся младших классов. Квест ко Дню космонавтики, праздник для первоклассников, праздник Масленицы. Благодаря этому опыту передача информации осуществляется внутри подростковой субкультуры, от среднего звена к младшему.
В рамках экологического воспитания, мы провели акцию «Покормим птиц зимой». Основной частью данной акции, было собственноручное изготовление кормушек для птиц. А также посетили экологический форум «Чистая страна», на котором ребята лишний раз убедились, как важно заботится о природе постоянно, так как природа не достается нам в наследство, а мы берем ее взаймы у наших детей и внуков.
Вместе с социальным педагогом мы приняли участие в акции «Я – против наркотиков».
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родителя являются первыми и основными учителями ребенка. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Дети, родители, учителя - члены одного коллектива.
Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В современном обществе институт семьи испытывает существенные трудности: увеличивается число разводов; усиливается расслоение семей по уровню доходов, по социальному статусу; разрушается традиционная структура семьи; происходит разрушение семейных традиций. Изменяются общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение родителей к воспитанию.
В связи с этим, возникает необходимость организации эффективной помощи семье в вопросах воспитания детей, которую способен оказать классный руководитель, используя интерактивные приёмы работы с родителями и детьми.
Поэтому на День матери я организовала совместный просмотр детей с их мамами фильма «Однажды 20 лет спустя». Благодаря этому мероприятию, дети оценили значимость материнских усилий, направленных на них. Еще сплочению детей и их родителей способствует ежегодное мероприятие, проводимое в нашем лицее, День здоровья.
Сегодня социальные сети и электронная почта дают возможность общаться с учениками и их родителями во внеурочное время, решать разные вопросы на расстоянии не только при помощи телефона. Это дает возможность воспитывать у учащихся культуру общения, учить их безопасному поведению в сети. А родители могут в любое время узнать об успехах своих детей.
Электронная переписка с родителями – это, собственно говоря, письменная форма информирования родителей в соцсетях или на e-mаil, что позволяют решать определенные вопросы, оперативно информировать о чем-то важном. Личные сообщения, адресованные учащимся, позволяют напомнить ребенку о предстоящем событии, получить индивидуальное задание.
Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернета в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает воспитательный процесс более привлекательным.
Именно компьютер стал моим помощником в организации работы, как классного руководителя, расширил возможности воспитательного процесса. Посредством информационно-коммуникативных приёмов у меня появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами видео, графики, звука, аудио эффектов. Использование их позволило видоизменить как содержание, так и методы, формы воспитательной работы. Поэтому мы с ребятами создали группу ВКонтакте, где выставляем все мероприятия, проводимые в нашем классе.
Благодаря применению интерактивных приёмов в воспитании, у меня стал ближе контакт с детьми, они делятся со мной своими переживаниями и приходят за советом. А также у детей наладилось общение внутри классного коллектива, если раньше высказать свое мнение могли только единицы, то сейчас все ребята принимают участие в обсуждении проблем, умеют прислушиваться и уважать мнение своих сверстников.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, и в 2020-2021 учебном году планируем больше внимания уделить мероприятиям по профориентации, а также подготовке к ЕГЭ. И моя задача, как классного руководителя, наладить многосторонний контакт со всеми заинтересованными в успешном окончании лицея лицами: родителями, учениками, учителями- предметниками, социальным педагогом и школьным психологом. Найти оптимальный путь, с учетом особенностей каждого ученика.
Закончить свой доклад мне бы хотелось цитатой из статьи журнала «Классное руководство»: «Классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество». А использование интерактивных приёмов расширяют творческие возможности классного руководителя и преподавателя. |