В век стремительно развивающихся информационных технологий наиболее актуальным становится вопрос о такой форме реализации образовательных программ, как дистанционное обучение.
Что же представляет из себя дистанционное обучение в школе?
Согласно ст.16 ФЗ «Об образовании в РФ», «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
То есть, это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Ученик получает доступ к видео-урокам, методическим материалам, возможно онлайн-общение с учителем. После прохождения урока, ученик выполняет домашнее задание.
Конечно, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
Средства дистанционного обучения:
ПК с веб-камерой и подключением к скоростному интернету;
программы для видеосвязи, мессенджеры для удобного общения: Skype, и т.д.;
специализированный сайт для управления обучением, для более удобного перехода по ссылкам интернет-школы.
Для общения ученика с учителем и непосредственно обучения используются следующие формы, которые эволюционируют по мере развития дистанционного обучения:
электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ;
телеконференции – позволяют организовывать настоящие дискуссии между учениками, если того требует тема;
видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала можно вполне провести по скайпу или просмотреть в записи.
Практически везде дистанционное школьное обучение учеников средней школы организуется как индивидуальные, так и групповые формы.
География — особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественнонаучный и обществоведческий блоки.
Географической образование – это основа материальных, духовных и культурных ценностей, окружающих человека, а также смысл существования его в пространстве.
Содержание учебной дисциплины «География» в условиях ФГОС СПО сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.
Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках географии с использованием компьютерных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;
- развивать познавательные процессы;
- содействовать творческому развитию каждого ученика;
- способствовать воспитанию социально – активной личности.
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:
- использование электронных учебников;
- учебные презентации;
- слайд – тестирование;
- компьютерные игры;
- компьютерные тесты.
Существуют различные способы использования дистанционных образовательных технологий. В своей работе я часто применяю дистанционные олимпиады и дистанционный курс на сайте https://geo.koltyrin.ru/test.php, https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа, https://bykovkin.ru/predmet-geografiya, https://uchi.ru/, https://geo-ege.sdamgia.ru/, https://konkurs.info/ и т.д. Интернет-олимпиады стали одной из составляющих дистанционного образования. Это – великолепный элемент информатизации образовательного процесса образовательной организации любого уровня. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании.
В сложный период пандемии, когда ученики полностью перешли на дистанционное обучение перед учителем встала сложная задача: как организовать дистанционное обучение, какие использовать сайты, в каком режиме общаться онлайн, как дистанционно построить урок в каждом классе и т.д. Я применяла следующие методы: для устного опроса (с помощью диктофона) я использовала приложения: https://whatsapp-webs.ru/, https://www.viber.com/ru/download/, https://vk.com/ , https://mail.ru/. Для рассылки заданий использовались те же приложения, электронный дневник и сайт школы, на котором выкладывались домашние задания. Так же использовала сайты: https://resh.edu.ru/,https://www.uchportal.ru/, https://www.virtualacademy.ru/ и другие для разбора новой темы (онлайн-урок). Для контроля знаний использовала сайты https://geo.koltyrin.ru/test.php, https://uchi.ru, https://geo.koltyrin.ru/test.php и другие. Проверка знаний проходила в форме онлайн тестирования. Для подготовки к ГИА и ЕГЭ по географии использовала сайты: https://fipi.ru/, https://geo-ege.sdamgia.ru/, тестовые задания ЕГЭ по географии (Барабанов В.В.). Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ проходила в дистанционном режиме с использованием приложений, и решениями вариантов ОГЭ и ЕГЭ (готовых и составленных учителем).
Но не только в сложный период, но и просто на уроках нужно использовать информационные технологии, они позволяют делать урок интересным и запоминающимся. Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.
Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. В 9 классе - можно сделать презентации по темам «Города России», «Города науки», «Военно-промышленный комплекс России» и т.д. На защите рефератов в 9 классе по экономической географии России и в 10 классе по экономической и социальной географии мира ученики могут использовать электронное приложение к своему реферату, где могут быть представлены ключевые моменты доклада, подборка материалов из Интернета (цифры, фото, диаграммы т.п.). Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новой компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука «География» удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.
Применение информационных технологий, безусловно, повышает интерес детей к урокам, позволяет повысить плотность урока, опросить как можно больше учащихся, поработать и со слабоуспевающими и с «сильными» учениками. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной.
Учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Так как от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. В своей работе всегда придерживаюсь заповеди: никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении; ясно определи, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; окажи помощь, но не подсказывай готового решения; создавай ситуацию успеха. |