Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 30.04.2024, 03:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 20
    Гостей: 20
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе

    АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

    Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания
    иностранных языков в школе в наше время. Реалии современной жизни дают
    возможность и порой требуют частично перевести школьное образование в
    режим дистанционного обучения. Учителя иностранных языков в числе
    первых осваивают информационные технологии, а также помогают
    учащимся ориентироваться во «всемирной паутине».

    Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, сетевые ресурсы,
    «Фейсбук», «Российская электронная школа», ЕГЭ, образовательная
    платформа, мессенджер, социальная сеть, информационно-образовательная
    среда.

    Интернет и он-лайн обучение не только прочно вошли в нашу жизнь,
    необходимость использования информационных технологий в образовании
    уже невозможно оспорить. Более того, последние события, связанные со
    вспышкой опасной вирусной инфекции (Covid-19) и меры, принимаемые
    Министерством просвещения Российской Федерации для предотвращения ее
    распространения в школах, показывают, что возможность и способность
    работников образования наладить дистанционное обучение школьников
    могут не только благотворно повлиять на уровень образования детей, но и
    сохранить их здоровье. Решением федерального оперативного штаба по
    предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции
    вынесена рекомендация региональным органам народного образования при
    необходимости переводить образовательный процесс временно на
    дистанционную форму обучения. В этом российским учителям могут помочь
    такие сетевые ресурсы, как, например, «Российская электронная школа»
    https://resh.edu.ru/ , сайт Федерального института педагогических измерений
    http://fipi.ru/ и другие.

    В связи с этим перед работниками народного образования встают
    задачи по организации качественного и современного учебного процесса в
    режиме on-line. Современные педагоги и школьники живут в быстро
    меняющейся обстановке, и залогом успешного обучения становится
    способность воспринимать и усваивать новые знания в течение всей жизни.
    Выработать у детей такую способность, предоставить им максимум
    возможностей для подготовки к различным учебным ситуациям, включая
    компьютерное тестирование, участие в международных конкурсах и т.п. –
    обязанность учителя сегодня.

    Особая роль в этом принадлежит учителям иностранных языков, в
    частности, английского. Исторически именно английский стал основным
    языком международного и электронного общения. Этот факт – изначальная
    тесная связь с информационными технологиями - определяет специфику
    задач данного предмета и особенности учебного процесса. Современные дети
    узнают слова «Интернет», «Майкрософт», «Фейсбук» подчас раньше, чем
    приступают к изучению английского. У педагога появляется возможность
    использовать эти знания в обучении; ему остаѐтся лишь пояснить учащимся,
    что эти слова пришли к нам из страны изучаемого языка. Порой даже при
    изучении английского алфавита проще и надѐжнее использовать данные
    слова в качестве опорных для запоминания букв, чем традиционные названия
    предметов и животных: например, при ознакомлении с буквой “f” многие
    дети радостно восклицают «фейсбук», легко узнавая в ней очертания
    знакомого логотипа с иконки социальной сети.

    Однако, в эпоху глобализации не только английский, но и другие языки
    стремительно развиваются и взаимообогащаются, и любой, даже самый
    хороший учебник иностранного языка, выпущенный ведущим
    издательством, быстро устаревает и переиздаѐтся в новой версии. Лишь
    электронные он-лайн программы - действительно мобильные и
    самообучающиеся образовательные средства – способны идти в ногу со
    временем, учитывая все фактологические и лингвистические изменения.
    Интернет даѐт возможность работать с «живым» языковым материалом:
    современными аудиозаписями, фильмами и видеороликами, текстовыми
    высказываниями носителей изучаемого языка в социальных сетях и
    электронных изданиях.

    Некоторые образовательные сайты помещают тесты различной степени
    сложности с возможностью мгновенной самопроверки, а также часто
    предлагают диагностику с анализом сделанных учеником ошибок. Многие
    учащиеся отмечают, что после работы с такими программами их понимание
    грамматики значительно улучшилось. При этом учащийся приобретает
    навыки самостоятельной работы с языком, его уверенность в своих
    способностях повышается, а боязнь ошибки – снижается. Учащиеся
    начальной и средней школы с удовольствием играют в обучающие
    компьютерные игры. Старшеклассники находят друзей по переписке,
    подолгу общаются на иноязычных форумах и чатах, оттачивая навыки
    общения и не жалуясь при этом на усталость. Причина, очевидно, в
    индивидуальном интересе, понимании своей личной цели в подобной
    языковой практике.

    Однако, по причине ограниченности учебного времени, подобная
    деятельность проходит, в основном, во внеурочное время. Поэтому основные
    задачи педагога на уроке – установить перед учащимися образовательные
    цели, ознакомить с нужными сетевыми ресурсами и объяснить, как
    использовать их с наибольшей эффективностью, чтобы пройти
    дистанционное обучение и/или сертифицированные языковые экзамены.
    Естественно, педагог для этого сам должен хорошо владеть электронными
    средствами обучения и ориентироваться в многочисленных возможностях
    Интернета.

    Использование on-line ресурсов позволяет индивидуализировать
    процесс обучения, организовать изучение иностранного языка с учѐтом
    способностей, склонностей и уровня подготовки учащегося. Общаясь в
    действительно иноязычной среде со сверстниками из других стран, ученик
    осознаѐт практическую значимость лингвистических навыков. Используя же
    обучающие программы, учащийся может выбрать для себя посильный
    уровень упражнений и отрабатывать языковые навыки нужное количество
    времени в индивидуальном режиме.

    При использовании информационных технологий меняется роль
    педагога, в ней значительно возрастает творческая составляющая. Учитель
    освобождается от рутинных операций и получает возможность более
    индивидуально работать с каждым учеником, стимулировать в детях
    творческое отношение к образовательному процессу. Интернет содержит
    множество образовательного материала на различных языках, и учитель
    должен помочь ученику сориентироваться в этом многообразии, в частности,
    научиться грамотно пользоваться поисковыми программами. Существуют во
    всемирной электронной сети также инструменты, ресурсы и сообщества,
    созданные для оказания помощи самому учителю. Особое место среди них
    занимают проекты, курируемые Правительством Российской Федерации.

    Среди языковых электронных ресурсов можно выделить следующие
    группы:
    1. Источники текстовых материалов, пригодных для обучения иностранным
    языкам. К ним относятся грамматические и страноведческие справочники,
    словари, энциклопедии и т.п. В Интернете можно найти любую информацию
    для подготовки устного рассказа по заданной теме на языке, доклада,
    реферата или презентации. Имеются сведения об экономике, культуре,
    традициях страны изучаемого языка, а также об особенностях речевого
    поведения представителей различных народов.
    2. Ресурсы, направленные на формирование навыков устной и письменной
    речи, аудирования, правильного произношения, обучающие игры и т.п.
    3. Инструменты для облегчения работы с текстами: электронные словари и
    переводчики, современные текстовые редакторы с множеством встроенных
    функций и прочие.
    4. Источники учебных аудиозаписей и видеоматериалов.
    5. Централизованные сетевые ресурсы для методической помощи,
    организации и контроля процесса дистанционного обучения школьным
    предметам, в том числе иностранным языкам: образовательная платформа
    Дневник.ру https://dnevnik.ru/ и другие.

    В числе последних - проект информационно-образовательной среды
    «Российская электронная школа», созданный для помощи школьным
    учителям в организации учебного процесса в современных условиях. Ресурс
    содержит множество самых разных материалов, необходимых учителю для
    качественного преподавания предмета, и помогает преодолеть возможные
    трудности, связанные с нехваткой у некоторых детей современных
    учебников, с пропусками уроков по болезни или во время карантина. С
    помощью подобных электронных ресурсов учитель может подготовить
    учащихся к самостоятельному выполнению контрольных работ по
    аудированию, переводу, составлению устных рассказов на заданную тему,
    сдаче Единого Государственного Экзамена по иностранному языку.
    «Российская электронная школа» предоставляет образцы лучших уроков по
    всем темам и всем годам обучения, обеспечивает оперативную обратную
    связь с учителями.

    Главная задача учителя иностранного языка – научить ученика
    общению на этом языке. Заданиями на говорение заканчиваются практически
    все современные проверочные работы, включающие чтение, аудирование и
    письмо. Современные электронные средства общения способны помочь
    школьным педагогам и в решении этой задачи дистанционным способом.
    Программы-приложения типа «мессенджер» (Skype, WhatsApp, Viber), в
    которых предусмотрены возможности для текстового, звукового и
    визуального общения, в целом, пригодны для обучения устной речи и
    постановки правильного произношения и уже используются педагогами в
    этом качестве. Современные школьные учителя и во внеурочное время
    поддерживают контакт с детьми в образовательных целях, общаясь с ними в
    социальных сетях («Вконтакте», «Фейсбук», «Инстаграм») и предоставляя в
    случае необходимости индивидуальную консультацию. Таким образом,
    информационные технологии позволяют педагогам проводить учебный
    процесс на высоком уровне, невзирая на сложности и подчас нешуточные
    вызовы современной эпохи.

    Библиографический список:
    1. Методические рекомендации по использованию информационно-
    образовательной среды «Российская электронная школа» в
    общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. –
    Министерство просвещения РФ, 17 марта 2020 года. https://docs.edu.gov.ru/
    2. Проект «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
    3. Образовательная платформа Дневник.ру https://dnevnik.ru/
    4. Азимов Э.П. «Материалы Интернета на уроке ИЯ» - ИЯШ №1, 2001.
    5. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3,
    2003.
    6. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №2, 3, 2001.
    7. Полат Е.С., Моисеева М.В. «Интернет в системе обучения иностранным
    языкам»/Тезисы докладов на VII Международной конференции
    «Информационные технологии в образовании» (ИТО) – М., 1998.
    8. Цветкова А.Я. Возможности и пути включения Интернет в школьное
    образовательное пространство – Вопросы Интернет - образования №23, 2003.

    Категория: Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе | Добавил: rrr0901 (11.06.2020)
    Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]