Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания
иностранных языков в школе в наше время. Реалии современной жизни дают
возможность и порой требуют частично перевести школьное образование в
режим дистанционного обучения. Учителя иностранных языков в числе
первых осваивают информационные технологии, а также помогают
учащимся ориентироваться во «всемирной паутине».
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, сетевые ресурсы,
«Фейсбук», «Российская электронная школа», ЕГЭ, образовательная
платформа, мессенджер, социальная сеть, информационно-образовательная
среда.
Интернет и он-лайн обучение не только прочно вошли в нашу жизнь,
необходимость использования информационных технологий в образовании
уже невозможно оспорить. Более того, последние события, связанные со
вспышкой опасной вирусной инфекции (Covid-19) и меры, принимаемые
Министерством просвещения Российской Федерации для предотвращения ее
распространения в школах, показывают, что возможность и способность
работников образования наладить дистанционное обучение школьников
могут не только благотворно повлиять на уровень образования детей, но и
сохранить их здоровье. Решением федерального оперативного штаба по
предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции
вынесена рекомендация региональным органам народного образования при
необходимости переводить образовательный процесс временно на
дистанционную форму обучения. В этом российским учителям могут помочь
такие сетевые ресурсы, как, например, «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/ , сайт Федерального института педагогических измерений
http://fipi.ru/ и другие.
В связи с этим перед работниками народного образования встают
задачи по организации качественного и современного учебного процесса в
режиме on-line. Современные педагоги и школьники живут в быстро
меняющейся обстановке, и залогом успешного обучения становится
способность воспринимать и усваивать новые знания в течение всей жизни.
Выработать у детей такую способность, предоставить им максимум
возможностей для подготовки к различным учебным ситуациям, включая
компьютерное тестирование, участие в международных конкурсах и т.п. –
обязанность учителя сегодня.
Особая роль в этом принадлежит учителям иностранных языков, в
частности, английского. Исторически именно английский стал основным
языком международного и электронного общения. Этот факт – изначальная
тесная связь с информационными технологиями - определяет специфику
задач данного предмета и особенности учебного процесса. Современные дети
узнают слова «Интернет», «Майкрософт», «Фейсбук» подчас раньше, чем
приступают к изучению английского. У педагога появляется возможность
использовать эти знания в обучении; ему остаѐтся лишь пояснить учащимся,
что эти слова пришли к нам из страны изучаемого языка. Порой даже при
изучении английского алфавита проще и надѐжнее использовать данные
слова в качестве опорных для запоминания букв, чем традиционные названия
предметов и животных: например, при ознакомлении с буквой “f” многие
дети радостно восклицают «фейсбук», легко узнавая в ней очертания
знакомого логотипа с иконки социальной сети.
Однако, в эпоху глобализации не только английский, но и другие языки
стремительно развиваются и взаимообогащаются, и любой, даже самый
хороший учебник иностранного языка, выпущенный ведущим
издательством, быстро устаревает и переиздаѐтся в новой версии. Лишь
электронные он-лайн программы - действительно мобильные и
самообучающиеся образовательные средства – способны идти в ногу со
временем, учитывая все фактологические и лингвистические изменения.
Интернет даѐт возможность работать с «живым» языковым материалом:
современными аудиозаписями, фильмами и видеороликами, текстовыми
высказываниями носителей изучаемого языка в социальных сетях и
электронных изданиях.
Некоторые образовательные сайты помещают тесты различной степени
сложности с возможностью мгновенной самопроверки, а также часто
предлагают диагностику с анализом сделанных учеником ошибок. Многие
учащиеся отмечают, что после работы с такими программами их понимание
грамматики значительно улучшилось. При этом учащийся приобретает
навыки самостоятельной работы с языком, его уверенность в своих
способностях повышается, а боязнь ошибки – снижается. Учащиеся
начальной и средней школы с удовольствием играют в обучающие
компьютерные игры. Старшеклассники находят друзей по переписке,
подолгу общаются на иноязычных форумах и чатах, оттачивая навыки
общения и не жалуясь при этом на усталость. Причина, очевидно, в
индивидуальном интересе, понимании своей личной цели в подобной
языковой практике.
Однако, по причине ограниченности учебного времени, подобная
деятельность проходит, в основном, во внеурочное время. Поэтому основные
задачи педагога на уроке – установить перед учащимися образовательные
цели, ознакомить с нужными сетевыми ресурсами и объяснить, как
использовать их с наибольшей эффективностью, чтобы пройти
дистанционное обучение и/или сертифицированные языковые экзамены.
Естественно, педагог для этого сам должен хорошо владеть электронными
средствами обучения и ориентироваться в многочисленных возможностях
Интернета.
Использование on-line ресурсов позволяет индивидуализировать
процесс обучения, организовать изучение иностранного языка с учѐтом
способностей, склонностей и уровня подготовки учащегося. Общаясь в
действительно иноязычной среде со сверстниками из других стран, ученик
осознаѐт практическую значимость лингвистических навыков. Используя же
обучающие программы, учащийся может выбрать для себя посильный
уровень упражнений и отрабатывать языковые навыки нужное количество
времени в индивидуальном режиме.
При использовании информационных технологий меняется роль
педагога, в ней значительно возрастает творческая составляющая. Учитель
освобождается от рутинных операций и получает возможность более
индивидуально работать с каждым учеником, стимулировать в детях
творческое отношение к образовательному процессу. Интернет содержит
множество образовательного материала на различных языках, и учитель
должен помочь ученику сориентироваться в этом многообразии, в частности,
научиться грамотно пользоваться поисковыми программами. Существуют во
всемирной электронной сети также инструменты, ресурсы и сообщества,
созданные для оказания помощи самому учителю. Особое место среди них
занимают проекты, курируемые Правительством Российской Федерации.
Среди языковых электронных ресурсов можно выделить следующие
группы:
1. Источники текстовых материалов, пригодных для обучения иностранным
языкам. К ним относятся грамматические и страноведческие справочники,
словари, энциклопедии и т.п. В Интернете можно найти любую информацию
для подготовки устного рассказа по заданной теме на языке, доклада,
реферата или презентации. Имеются сведения об экономике, культуре,
традициях страны изучаемого языка, а также об особенностях речевого
поведения представителей различных народов.
2. Ресурсы, направленные на формирование навыков устной и письменной
речи, аудирования, правильного произношения, обучающие игры и т.п.
3. Инструменты для облегчения работы с текстами: электронные словари и
переводчики, современные текстовые редакторы с множеством встроенных
функций и прочие.
4. Источники учебных аудиозаписей и видеоматериалов.
5. Централизованные сетевые ресурсы для методической помощи,
организации и контроля процесса дистанционного обучения школьным
предметам, в том числе иностранным языкам: образовательная платформа
Дневник.ру https://dnevnik.ru/ и другие.
В числе последних - проект информационно-образовательной среды
«Российская электронная школа», созданный для помощи школьным
учителям в организации учебного процесса в современных условиях. Ресурс
содержит множество самых разных материалов, необходимых учителю для
качественного преподавания предмета, и помогает преодолеть возможные
трудности, связанные с нехваткой у некоторых детей современных
учебников, с пропусками уроков по болезни или во время карантина. С
помощью подобных электронных ресурсов учитель может подготовить
учащихся к самостоятельному выполнению контрольных работ по
аудированию, переводу, составлению устных рассказов на заданную тему,
сдаче Единого Государственного Экзамена по иностранному языку.
«Российская электронная школа» предоставляет образцы лучших уроков по
всем темам и всем годам обучения, обеспечивает оперативную обратную
связь с учителями.
Главная задача учителя иностранного языка – научить ученика
общению на этом языке. Заданиями на говорение заканчиваются практически
все современные проверочные работы, включающие чтение, аудирование и
письмо. Современные электронные средства общения способны помочь
школьным педагогам и в решении этой задачи дистанционным способом.
Программы-приложения типа «мессенджер» (Skype, WhatsApp, Viber), в
которых предусмотрены возможности для текстового, звукового и
визуального общения, в целом, пригодны для обучения устной речи и
постановки правильного произношения и уже используются педагогами в
этом качестве. Современные школьные учителя и во внеурочное время
поддерживают контакт с детьми в образовательных целях, общаясь с ними в
социальных сетях («Вконтакте», «Фейсбук», «Инстаграм») и предоставляя в
случае необходимости индивидуальную консультацию. Таким образом,
информационные технологии позволяют педагогам проводить учебный
процесс на высоком уровне, невзирая на сложности и подчас нешуточные
вызовы современной эпохи.
Библиографический список:
1. Методические рекомендации по использованию информационно-
образовательной среды «Российская электронная школа» в
общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. –
Министерство просвещения РФ, 17 марта 2020 года. https://docs.edu.gov.ru/
2. Проект «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
3. Образовательная платформа Дневник.ру https://dnevnik.ru/
4. Азимов Э.П. «Материалы Интернета на уроке ИЯ» - ИЯШ №1, 2001.
5. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3,
2003.
6. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №2, 3, 2001.
7. Полат Е.С., Моисеева М.В. «Интернет в системе обучения иностранным
языкам»/Тезисы докладов на VII Международной конференции
«Информационные технологии в образовании» (ИТО) – М., 1998.
8. Цветкова А.Я. Возможности и пути включения Интернет в школьное
образовательное пространство – Вопросы Интернет - образования №23, 2003. |