Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ.
И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям и.т.д. Работая с детьми, имеющими ЗПР, наряду с общими трудностями, мы сталкиваемся также со специфическими проблемами в работе с родителями. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, изменяет весь ход жизни семьи.
Можно выделить две проблемы, которые вносят определённые трудности в работу с родителями:
1. Занятость родителей, которые по объективным причинам не могут эффективно взаимодействовать с педагогами ДОУ, так как занятость на работе им это не позволяет. Особенно эта проблема обостряется в отношении мам, которые воспитывают детей одни.
2. Длительность прибивания ребёнка в группе варьирует от года до трех лет, это очень небольшой период времени, за который выстроить партнерские отношения со всеми родителями достаточно трудно, особенно учитывая их занятость.
При организации помощи семьям с детьми с ОВЗ необходимо изучать позиции и личностные особенности родителей и активно включать их в процесс коррекции и реабилитации. Для того чтобы как можно легче и быстрее вовлечь родителей в этот процесс и установить с ними доверительные и партнёрские отношения специалисты нашего ДОУ, учитель – дефектолог, воспитатели разрабатывают и применяют в работе разнообразные формы сотрудничества с родителями. Одной из таких форм сотрудничества является проектная деятельность.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.
Во-первых, при разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.
Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Именно командный подход необходим для всестороннего развития проблем ребенка с ОВЗ.
В-третьих, в процессе работы над проектом необходимо научить родителей понимать и учитывать данные особенности, «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в проект, при этом стараться не переусердствовать с опекой и помощью.
Для каждого проекта разрабатывается не только план работы с детьми и мероприятия, но и план работы по вовлечению родителей в проектную деятельность ДОУ.
Работа над проектами стимулирует родителей, вдохновляет их. Они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате, родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
В ходе проектной деятельности мы попытались преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей. Родители вместе с детьми активно участвуют во всех мероприятиях.
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса и дала толчок для продолжения работы с родителями в рамках проектной деятельности.
«Родители - не ученики, а партнеры по общению, и все, что мы даем им, должно быть интересно и полезно». |