Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 22:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС

     

    Технология учебного диалога ‒ это одна из главных технологий личностно ориентированного обучения, которое чрезвычайно востребовано и актуально на современном этапе развития образования. 

    Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и  развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как в результате запоминания, так и в ходе общения, посредством которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

    Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений, который позволяет быть услышанным. Главное в диалоге не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

    В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:

    - первый личностный уровень – диалог с собственным «Я», общение с самим собой, собственным разумом;

    - второй межличностный уровень – диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций («Я» и «другой»);

    - третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.

    Диалог начинается в том случае, когда ученик употребляет следующие высказывания:

    - Я хочу сказать… .

    - Мое мнение… .

    - Мне хочется дополнить… .- Моя точка зрения … .

    Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

    Самой распространенной формой диалогового обучения является дискуссия.

    Дискуссия —  упорядоченный обмен мнениями. Часто педагоги помнят о второй части этого определения («обмен мнениями»), но забывают о первой («упорядоченный»). Но именно в ней кроется успех проведения дискуссии.      

    Правильно проведенная дискуссия позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

    Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни…

    Часто перед учителем возникают опасения:

    - Не будет ли эта дискуссия бесконтрольна?

    - Не получится ли, что дети будут друг друга перекрикивать, не давать говорить?

    - Как при дискуссиях определить, достигнуты ли цели, и как такая вольная дискуссия поможет при изучении темы?

    Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от педагога, ведь именно он несет ответственность за эффективность дискуссии, даже если он не вмешивался в ход дискуссии. Педагог должен знать, когда закончить дискуссию, какие вопросы предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл.

    Отметим, что предлагает дискуссия как форма работы на уроке:

    • ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;

    • поощрение разных подходов к одному явлению;

    • сосуществование различных, даже противоположных мнений;

    • возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;

    • побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.

    Кроме того, ребята думают над тем:

    • как убедительно изложить информацию;

    • как обосновать и аргументировать свою точку зрения;

    • как рассмотреть все подходы к проблеме;

    • как попробовать решить ее.

     От того как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему.

    Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой. А если тема не очень интересна, я всегда для этого готовлю заранее какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма) или готовлю небольшой яркий текст, чтобы привлечь внимание детей. 

     

    Работа в парах

     Приём «Общий шум»

    Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

    Приём «Колесо»

    Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30 – 60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – «колесо поворачивается» – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму целесообразно использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.  

     Работа в группах

    Следующий этап структурирования – работа в группах.

    Приём «Дума»

    Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3 – 4 – 5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя. Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

    Приём «Молчаливая дискуссия»

     Ребята делятся на группы по четыре–пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например,  «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило «Говорить нельзя, нужно молчать».

    После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

    Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

    Приём «Диспут»

    Участники дискуссии сразу же определяют две противоположные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две группы – сторонников одной точки зрения и сторонников другой. Группы рассаживаются по разным концам класса.

    После этого на середину выходит один из членов первой группы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и высказывает новые аргументы. Так происходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не убедят сторонников другой в своей правоте.

    Приём «Мозговой штурм»

    Это очень распространенная форма, используемая для решения творческих задач. Ее основной принцип – отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

    1 этап. Генерация идей.

    Задача этого этапа – предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности. Участники должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие «жемчужины». Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель – записать все, что будет названо.

    2 этап. Принятие решения.

    На этом этапе все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.

    Завершение дискуссии

    В конце дискуссии необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение,

    Можно ли как-то оценить учеников, участвовавших в дискуссии? Это непростой вопрос. На него есть несколько ответов:

    1. Давать задания на оценку сразу после дискуссии или на следующем уроке. Делая задание, ученик должен показать, как он запомнил и осмыслил обсуждавшиеся вопросы.

    2. Оценивать работу учеников по письменным материалам, которые создавались во время дискуссии («дискуссия по переписке», «молчаливая дискуссия», «аквариум»). Такие оценки могут быть и индивидуальными, и коллективными (всей группе сразу).

    3. Ставить хорошие оценки отдельным ученикам за яркие, глубокие выступления по делу.

    4. Ставить оценки ученикам   за проявленные коммуникативные навыки.

    5. Если это свободная дискуссия, где не используются никакие средства регулирования и структурирования, поощрять хорошими оценками активных учеников. 

    Из опыта работы

    Пример фрагмента урока математики в 3 классе «Умножение двузначного числа на однозначное»   Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 и т. д. Последним был о выражение 14*6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

    Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?

    Дети. – Мы такие ещё не решали.

    Учитель. – В чём затруднение?

    Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

    Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

    Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.

    Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.   Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14*6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.

    Учитель: – Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).

    Дети: – Который основан на знании таблицы умножения.

     Учитель: – Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14*6? Дети: – 10*6=60 и 4*6=24. 60+24=84

    Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. 

    В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.

    1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)

    2. Записываю новое выражение. (10+4)*6

    3. Умножаю десятки на число. 10*6

    4. Умножаю единицы на число. 4*6

    5. Складываю произведения. 10*6+4*6

    6. Нахожу результат. 60+24=84

    Новое открыто!

    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (19.06.2020)
    Просмотров: 367 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 annayurjevna  
    Ткачук А.Ю. : Трудно ли контролировать дискуссию? Что Вы делаете, если ребёнку трудно выразить своё мнение? Не ругаются ли ребята после таких дискуссий? Технология заинтересовала, обязательно буду использовать в своей работе. Есть дети, которым трудно сформулировать мысль.
    Всё-таки есть ребята, которые стараются отсидеться, об их участии в дискуссии надо тоже хорошо подумать. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]