«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…»
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности. Чаще всего использую на своих уроках следующие образовательные технологии:
- Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Цель: проектирование учебного процесса, ориентированного на результаты, обозначенные в новом стандарте, а также достижение наиболее продуктивной организации образовательного процесса, в основе которого лежат закономерности работы с информацией.
Задачи: обеспечить учителя современным средством организации образовательного процесса (этим инструментом является технологическая карта изучения каждой темы и тематическая карта), повысить качество обученности; раскрыть творческий потенциал школьников; целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся; объективно оценивать результаты обучения, продуктивно расходовать учебное время; сохранять здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки, обеспечить самореализацию личности.
Диагностическое обоснование ТРИИК и результативность:
Рефлексивная деятельность обучающихся 9а класса в 2017-2018 учебный год
В классе 26 обучающихся
Самоанализ:18 обучающихся успешно, 8 – испытывали трудности, неуверенность в себе
Самооценка: 20 успешно, 6 – испытывали трудности
- Проблемно-диалогическое обучение
Цель: обеспечить творческое интеллектуально-познавательное усвоение знаний учащихся посредством специально выстроенного учителем диалога.
Задачи: формировать у детей умения использовать полученные знания на новые нестандартные ситуации в реальной жизни; стимулировать учеников к дальнейшей работе; актуализировать (сделать значимой для самого ученика) учебную цель, поставленную на уроке.
Место проблемного диалога – урок изучения нового материала. Технология используется как основа для проведения уроков, но и на занятиях элективных курсов, а также в проектной деятельности.
Диагностическое обоснование применения и результативность: получение качественно нового результата, выраженного в подлинном понимании учениками учебного материала, развитии познавательной способности ученика и его самостоятельности в умении ставить проблему и искать средства и пути её решения.
- Технология критического мышления (ТРКМ)
Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.
Задачи использования:
Образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
Социальной компетентности: сформировать коммуникативные навыки и ответственность за полученные знания.
Диагностическое обоснование: способствует не только усвоению конкретных знаний, но и воспитанию доброжелательного отношения к людям.
Результативность использования:
- повышение активности пассивных учеников;
- мотивация к успешности проблемных обучающихся;
- стремление одаренных детей реализовывать свои знания на олимпиадах, рекомендованных Министерством Просвещения РФ
- неуверенных в себе обучающихся, эта технология раскрывает. И дает возможность ставить им проблему и искать пути её решения.
ТРКМ – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной точке зрения или модели поведения.
Данную технологию предложила на открытых уроках районного методического объединения в 2017 году в 6 классе по теме: «Воды суши. Реки», в 2018 году в 8 классе по теме: «Современное развитие рельефа» и в 2019 году в 11 классе по теме: «Латинская Америка». Коллеги дали положительную оценку и увидели степень осмысления большого объема учебного материала.
Сделали вывод, что технология ТРКМ имеет 5 характеристик:
- самостоятельность
- проблемность
- аргументированность
- установка причинно-следственных связей
- социальность
ТРКМ учит принимать разумные взвешенные решения!
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) |