Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 22:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    Сочетание исследовательской технологии и проблемного обучения истории - залог успешной аттестации учащихся

    Я проработала в родной школе почти  25 лет,  и на протяжении этого периода ищу главную методическую идею, которая  позволила бы сделать мои занятия не просто интересными, но и результативными, удовлетворяющими запросы моих учеников и их родителей.

    Тема моей работы «Сочетание исследовательской технологии и проблемного обучения истории – залог успешной аттестации учащихся»

    Эпиграфом к своему выступлению лучшего всего подошли  слова немецкого педагога Дистервега  «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».

    Национальная доктрина образования до 2025 предусматривает коренное обновление преподавания  истории. Реализация данного направления требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности.

    Актуальность темы  в том, что обучение при  сочетании современных педагогических технологий эффективнее традиционных способов реализации учебного процесса. В данном случае – это исследовательская технология,  проблемное обучение

    Цель работы - всестороннее рассмотрение процесса использования исследовательской технологии, проблемного обучения истории,  разнообразных методов и приемов, способствующих  качественному обучению.

    Для достижения поставленной цели определились задачи, представленные на слайде:

    • Дать понятие, рассмотреть структуру и классификацию педагогических технологий.
    • Охарактеризовать, используемые в преподавании истории исследовательскую технологию и проблемное обучение.
    • Отметить результативность использования в преподавании истории сочетание педагогических  технологий.

    Собственный опыт педагогической практики в средней школе, а так же теоретические исследования по данному вопросу послужили  источниковой базой исследования.

    Слово  «Технология»  происходит от греческих слов – «искусство, мастерство» и «учение». Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

    В научном же понимании и употреблении термина существуют разночтения. 

    В своей работе мне хочется подробнее остановиться на наиболее приемлемых и эффективных при изучении истории следующих технологиях:

    1. Проблемное обучение.
    2. Исследовательская технология.
    3. «МИКС» приемов  и методов.

    В основе новых образовательных стандартов определен  системно - деятельностный подход в обучении, который невозможен без создания проблемной ситуации на уроке. Поэтому с новыми стандартами обучения вступает в силу и технология проблемного обучения. А так ли это?

    На ум приходит точное стихотворное высказывание И. Губермана:

    «Мир столько всякого познал

    с тех пор, как плотью стала глина,

    что чем крикливей новизна,

    тем гуще запах нафталина»

    Действительно, технология проблемного обучения отнюдь не новая. Она получила распространение еще в 20-30 годах в зарубежной школе.

    Технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с главной целью - создать условия, при которых учащиеся самостоятельно открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.     

    На слайде представлена технология проблемного урока.

    Условием успешности проблемного обучения являются:

    - заинтересованность учебным материалом (дети вначале удивляются, а затем от присущего им любопытства стараются разрешить проблему);

    - активность и мобильность ребёнка (знания должны усваиваться «вкусно, аппетитно»);

    - актуальность проблемы.

    Педагог Степанищев А.Т. определил  три типа  проблемных уроков

    1. Учащиеся совместно с учителем  формулируют проблему, но разрешить самостоятельно не могут. Учитель решает сам, а ученики вникают в логику развития его мыслей  (монолого - проблемное обучение).

    2. Учащиеся совместно с учителем  решают проблемную задачу (диалого - проблемное обучение).

    3.Учитель формулирует проблему, а ученики самостоятельно, коллективно, в группах ее решают  (интерактивно - проблемное обучение).

    Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:

    активизация мыслительной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

    формирование положительной мотивации к изучению предметов, познавательного интереса;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    Эти результаты просто необходимы для подготовки ученика к исследовательской деятельности.

    Исследовательское обучение - образовательный процесс, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

    Исследовательская  деятельность  мной  реализуется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

    Урочная деятельность:  исследовательские методы, проекты, в т.ч. и итоговые проекты в основной и старшей школе, творческие задания и др.

    Например, эту технологию использую при разборе  личностей, например, Иоанна Грозного.

    Существует общее мнение, что первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный считается жестоким правителем. Как известно, многие писатели, художники, режиссеры изображают именно такой образ царя в своих произведениях.

    Несколько групп учащихся подготавливаются к исследованию.

    Группа 1 - оформляет результаты соц. опроса 

    Чаще указывают:

    • убийство сына - 82%;
    • опричники и их зверства - 77%;
    • казни, пытки людей (жестокость) - 41%;
    • нравилось убивать, видеть мучения людей (особенности характера, нездоровая психика) - 38%;
    • другое - 13%.

    Группа 2 - работает с историческими источниками для определения противоположной точки зрения (митрополита Санкт - Петербургского Иоанна, К.П. Победоносцева, С.Ф. Платонова и др.), особенности эпохи позднего средневековья и т.д.;

    Группа 3 - докладывает об исследовании останков из гробниц Московского Кремля на содержание ядов (по результатам опережающего задания  Интернет - источника).  

    Для подготовки к выступлению этой группы можно использовать консультацию учителя химии (характер воздействия на организм человека мышьяка и ртути). Совместно с учащимися  делаем выводы.

    Внеурочная деятельность с обучающимися организована мной посредством работы кружка «Истоки». Кружковцы занимаются не только поисковой деятельностью, а также выполняют творческую работу и создают проекты. 

    Все  исследовательские работы учащихся условно могут быть:

    Проблемно-реферативными - творческие работы, написан­ные на основе нескольких литературных источников, предполага­ющие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

    Экспериментальными - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеюще­го известный результат.

    Натуралистически - описательными - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

    Проектно - исследовательскими - творческие работы, выполненные с научной точки зрения, имеющие полученный собственный эксперимен­тальный материал, на основании которого делается анализ и вы­воды о характере исследуемого явления.

    Наряду с проблемным  обучением, среди разнообразия изученных  мной за  долгие годы преподавания  педагогических технологий, я решила использовать некий «МИКС» методов  и приемов преподавания предмета.

    Часто на  уроках истории  применяю технологию критического мышления. Эта технология тоже не нова, цель ее - развитие мыслительных навыков учащихся. Технология хороша тем, что ребята учатся общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Данная технология включает в себя три фазы -  вызов, осмысление, рефлексия. Часто использую прием

    «Фишбоун»  - рыбий скелет очень хорош на этапе систематизации знаний, например,  по теме «Реформы Петра 1»

                    Голова – вопрос темы

                        Верхние косточки - основные понятия

                        Нижние косточки - суть понятия

                       Хвост - ответ на вопрос; вывод

     

    Прием «Синквейн» незаменим на этапе рефлексии, а так же при практическом занятии.

    Предлагаю учащимся составить Синквейн по выбранной теме, с последующим конкурсом  на самый  лучший из них. В данном случае выступаю в качестве ведущего, помогающего группе составить Синквейн.

    Существительное

    Прилагательное

    Прилагательное

    Глагол

    Глагол

    Глагол

    Фраза со смыслом

    Резюме

    Синквейн  с противоположным суждением, например, на тему «Петр I» 

    Прием «Кластер» можно использовать во время обобщения и систематизации знаний, например по теме: «Многопартийность 1905 года»

    «Грозди»  кластера - идеологическая направленность - название партии - дата ее создания -  партийный лидер. 

    Данная технология привлекает учащихся и способствует более быстрому усвоению и закреплению материала.

    С младшими учениками, и на некоторых уроках в старшей школе,  особенно любима - игровая технология.  Данная технология больше всего подходит к обобщению и систематизации знаний, но подобные уроки требуют больших временных затрат, поэтому часто их проводить не получается (5-7 уроков в год).

    Ролевая игра - вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Например, урок - суд по теме «Николай I»

    Дискуссия, как прием в игре  Прекрасно проходит урок при  работе двух противоположных групп, например, по теме «Личность Петра I»

    1. группа - Прокуроры (считают, что император Петр I, прежде всего тиран).

    2. группа - Адвокаты (считают императора Петра I великим реформатором).

    С помощью приготовленного материала группы должны отобрать необходимые данные для заполнения рабочих листов. Данная информация станет основой  для дискуссии, которая определит,  Петр I является Великим реформатором, либо он - тиран.

    Игра-исследование строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, доклад о том или ином историческом событии.

    Абсолютно на всех уроках мною  выстраивается проблемный диалог. «Переходным мостиком» от этапа урока к этапу, являются вопросы: «Почему вы так думаете?..», «Считаете ли вы, что…?», «Что бы сделали вы, если бы…?» «А что было, если бы…?» и др.

    Согласитесь, что приемы и методы взяты из разных технологий: критического мышления, игровой, развивающего обучения, но при использовании каждой из них обучающиеся осуществляют поиск, проводят  мини – исследование, что­бы школьник стал не просто активным, заинтересованным и высоко мотивированным на уроке, а также готовым к любым внешним независимым оценкам его знаний.

    Контроль обученности учащихся осуществляется непрерывно. Система контроля включает:

    Промежуточную проверку, проводимую в конце изучения большой темы (раздела), осуществляемую на повторительно-обобщающих уроках (тестирование, контрольная работа, устный зачет и т.д.) В данном случае проверяются прочность, и уровень усвоения нормативного содержания всего раздела.

    - Проверка результатов освоения всего курса истории, как правило, соотносится с годовой аттестацией школьников.

    - Мониторинговые исследования (ВПР, РПР, СтадГрад и др.).

        - Государственную итоговую  аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ.

    Результативность опыта работы сочетания исследовательской технологии и проблемного обучения подтверждается положительной динамикой в росте познавательной активности учащихся.

    Они следующие: Значительно повысилось, при 100% успеваемости, качество знаний обучающихся за последние три года.

    Подтверждаются высокие учебные достижения обучающихся внешними мониторинговыми исследованиями (ВПР, РПР, административные срезы знаний) на слайде представлены данные рубежного контроля и ВПР за 2019 год

    Высокие показатели по предмету история на ГИА. (ЕГЭ за 3 года - 72, 77, 86 баллов)

    Результативное участие в предметных Олимпиадах школьников (ВсОШ):

    Возрос интерес к предмету история (пятеро выпускников выбрали ВУЗ, с профилирующим предметом «История»)

    За последние  два года увеличилось количество победителей среди  учащихся в конкурсах исследовательских работ и проектов различных  уровней:

    Л.Н. Толстой  сказал: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».

    Педагогу необходимо уметь быстро и гибко реагировать на новые вызовы в условиях системных изменений в сфере образования, оперативно находить векторы развития своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями  ФГОС. Учитель несет личную ответственность за качественную подготовку своих учеников к итоговой аттестации, которая подтверждается при использовании исследовательской технологии и проблемного обучения истории.

     

     Список используемой литературы

     

    1. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе.- М.: Педагогика, 1981 г.  172 с.
    2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 384 с.
    3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. - 489 с.
    4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис Пресс, 2006. 256 с.
    5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Постметодика, 1998. - 159 с.
    6.  Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся /Н.А. Семенова //Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 46
    7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000. -311с
    8. Скосарев Ю.П. К разработке модели системы проблемного обучения в вузе //Сайт проекта Интернет-конференции, прямая ссылка- http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect3/1.htm
    9. Инновационные идеи в дидактических трудах И. Я. Лернера/ http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/
    10.  Писарев Д. И. // Литературная энциклопедия. Т. 8. - 1934  http://feb-  web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-6571.htm
    11.  Корпорация Российский учебник/ http://paidagogos.com/?p=10034/
    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (11.06.2020)
    Просмотров: 165 | Рейтинг: 3.0/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]