Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 06.08.2020, 21:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

     

    В настоящее время происходят изменения в системе образования, пытаясь идти в ногу с прогрессом. Возрастает объем информации, для лучшего усвоения, которой необходима ее обработка. Поэтому учителю нужно отходить от свойственной ему структуры урока, традиционных педагогических технологий и методик. Этому же способствует и введение в действие стандарта второго поколения, устанавливающего требования к личностным, межпредметным и предметным результатам учащихся. Помогает организации и построению своей индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности. 

    Преподавая предмет, столкнулась со снижением качества знаний обучающихся при изучении химии. Но отметила, наиболее эффективным методом подачи материала является проблемное обучение. Помним, традиционный способ, информационный и сообщающий, представляет собой деятельность учеников репродуктивного характера. К нему относится воспроизведение, выполнение заданий по образцу, алгоритму. При применении проблемного обучения работа становится продуктивной. Ученик самостоятельно ищет ответ на возникший вопрос, разрабатывает пути разрешения предстоящей задачи. В этом заключается значимость использования метода проблемного обучения на уроках.

    Применительно к обучению химии выделяют несколько видов проблемных ситуаций. Рассмотрим и проиллюстрируем некоторые из них примерами, которые можно создать на занятиях по определенным разделам курса.  

    Когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью (занимательные сказки, рассказы и т п.), создаются неожиданные ситуации. Тема «Методы очистки и разделения веществ». Читаю отрывок из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная». Задание: дайте оценку действиям девушки, с точки зрения очистки веществ?

    Ситуации неопределенности возникают, когда в заданиях с данными, недостаточно или избыточно сведений для получения однозначного ответа. Например, написать возможные уравнения реакций взаимодействия магния с веществами: медью, серой, раствором серной кислоты, раствором сульфата меди (II).

    Ситуации конфликта появляются при наличии противоречий, которые могут быть между полученным результатом или фактом и недостаточностью сведений для его правильного обоснования, практическим опытом учащихся и научными знаниями. Рассматривая строение бензола, по его молекулярной формуле C6Н6, делаем вывод о непредельности. Значит, бензол должен обесцвечивать перманганат калия, чего в действительности не наблюдается. Анализ полученной конфликтной ситуации в процессе поисковой беседы приводит к пониманию ароматической связи.

    Ситуации опровержения создаются, когда учащимся предлагают доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа. В теме «Растворимость. Растворение веществ в воде» активизирую знания ребят, приобретенные на практике. Вспоминаем, как растворяется сахар в холодной, теплой и горячей воде. На основании чего формулируем предположение: при повышении температуры растворимость твердых веществ возрастает. Опровергаю этот факт, сообщая, что для поваренной соли это нехарактерно. Ее растворимость от температуры практически не зависит. Демонстрирую опыт: беру воду разной температуры.

    Ситуации предположения создаются, когда требуется доказать справедливость определенного предположения или предполагается существование какого-то явления, закона, расходящегося с полученными ранее навыками.  Например, при изучении строения глюкозы.  Зная, что она относится к классу углеводов (формула С6Н12О6), анализируем и предполагаем, какие из кислородосодержащих функциональных групп могут находиться в составе: - ОН, -СО, -СНО, -СООН. Далее экспериментально необходимо проверить выдвинутые гипотезы отдельно по каждой группе. Доказываем с помощью индикатора, что группа – СООН не входит в состав глюкозы, так как при его добавлении окраска раствора не изменяется. Качественная реакция на альдегидную группу - это реакция «серебряного зеркала», в результате образуется налет серебра, значит, содержит -СНО. Спрашиваю, какие еще шесть групп входят в состав? Кетонные или гидроксогруппы?  Проводим опыт с гидроксидом меди (II), в результате образуется комплексное соединение ярко-синего цвета, значит, вещество содержит несколько гидроксогрупп. Вывод: глюкоза – многофункциональное вещество, содержащее группы - ОН и - СНО.

    Самым важным и трудным этапом этой технологии, по мнению методистов, создание проблемных ситуаций. Сейчас разработаны методические рекомендации по их конструированию. Рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

    Использование противоречия между изученными фактами и имеющимися представлениями, на основе которых можно высказать неправильные суждения.  «Вода», в разделе физические свойства, акцентирую внимание, что при нормальных условиях вода находится в жидком состоянии, хотя имеет небольшое значение относительной молекулярной массы. Решение данной проблемы позволяет сформировать представление о водородной связи. В свою очередь, рассматривая ее агрегатные состояния, помогает понять одну из природных аномалий – способности, при охлаждении сначала сжиматься, а потом расширяться.

     Построение гипотезы на основе известных знаний, а затем проверка. Уксусная кислота является органической, проявляет аналогичные свойства (физические и химические) характерные для такого же класса неорганических соединений. Учащиеся высказывают мнения. Демонстрирую сравнительный эксперимент, а затем теоретическое объяснение.

    Нахождение наиболее эффективного пути решения, когда заданы условия и конечная цель. Экспериментальная задача. Определить соединения, находящиеся в пронумерованных пробирках с наименьшим количеством проб.

    Поиск самостоятельного решения при заданных условиях. Болотные ягоды одного семейства клюква и брусника хорошо хранятся. Чему способствует природный консервант, содержащийся в них. Эта органическая кислота является продуктом окисления толуола. Составьте её структурную формулу и дайте название (исходя от бензола).

    Используем принципа историзма. В 19 веке алюминий был дороже золота в десять раз из-за трудоемкого способа получения. Но для промышленного производства необходимо было решить проблему уменьшения затрат. Это стало возможно в 1889 году, благодаря случайному открытию американским студентом Ч. М. Холла. Он расплавил глинозем в криолите при температуре 950°С, что помогло получить алюминий путем электролиза с более низкими расходами электроэнергии.

    Обобщая опыт своей работы по применению технологии проблемного обучения на уроках химии, прихожу к выводу, что она дает положительные результаты. Способствует всестороннему развитию личности. Формирование таких навыков является одним из важнейших инструментов становления ключевых компетенций современного ученика. Позволяет мотивировать к учению, активизировать познавательную и самооценочную деятельность большинства учеников, показывает прикладную направленность. Все это повышает качество знаний обучающихся на уроках химии.

     

    Список литературы

    1. Махмутов М.И.  Проблемное   обучение : Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975;

    2.  Сердюк О.Р. проблемно-интегрированное обучение на уроках химии в 8 классе - [Электронный ресурс] – Сайт издательства «1 сентября». – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200800103  – (дата обращения 30.05.2020)

    3. Мясникова Л.Ю. Использование методов проблемного обучения на уроках химии - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/03/13/ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-na-urokakh-khimii - (дата обращения 30.05.2020)

    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]