«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…»
Л.И. Боровиков, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, Почетный работник общего образования РФ, член Союза журналистов РФ, главный редактор сетевого журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области»
Краткое описание мастер-класса:
- введение и использование цифровых ресурсов «ЯКласс» в предметной деятельности на уроках русского языка;
- демонстрация конкретных навыков, составляющих основу транслируемого опыта и способов достижения намеченных результатов;
- активное внедрение в учебный процесс доступных популярных технологий.
Цели и задачи:
- обобщение собственного опыта работы и представление путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов и методов педагогической работы с учащимися на образовательных сайтах;
- определение задач самореализации и формировании программы самообразования и самосовершенствования через применяемые возможности образовательной платформы «ЯКласс».
Содержание работы
Свое выступление хочу начать с высказывания Бернарда Шоу, выдающегося ирландского драматурга и романиста, лауреата Нобелевской премии в области литературы: «Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность», ибо главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Без активной деятельности самого педагога добиться деятельности учеников невозможно.
Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как это воплотить практически? Этот вопрос и является целью моего мастер-класса, и именно здесь я хочу представить свои с элементы, методы и приемы мотивации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка. Все формы обучения, которые я применяю на уроках, я показать не смогу. Да и не вижу в этом смысла, потому, что одну и ту же форму можно по-разному организовать и это зависит от многих причин: от замысла, от цели, от класса, темы, времени, интереса и т.д.
Современный урок — это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все образовательные технологии для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он - звено в цепи уроков.
Сегодня я хочу показать уже отработанное звено – это дистанционная работа моих учеников на доступной нам образовательной платформе «ЯКласс».
Конечно, не все было так просто и гладко. Изначально, получив следующую информацию (слайд 2), я вышла на контакт с менеджером Клиентского отдела ЯКласс, Натальей Борисовной Ващилко, (слайд 3) и, обговорив все их условия, побеседовав с родителями двух классов – 7-го и 10-го, в конечном итоге получили активный доступ ко всем ресурсам этой платформы на 365 дней!
В последующем, в ходе регистрации детей по представленным после оплаты кодовым номерам, мы получили доступ абсолютно ко всем учебным предметам и к каждому отдельному разделу этого сайта (слайды 4-5). Это интересные новостные ленты, которые информируют о новоизменениях в сфере образования, об обновлениях в обучающих программах, о предметных подсказках и т.д. (слайды 7-8). Это хорошая вспомогательная база при подготовке к ЕГЭ: например, на представленном скриншоте видны последние новости в ЕГЭ по русскому языку, начиная от 03.03.2020 по теме «Анализ постановки знаков препинания в тексте», затем «Содержание текста» и «Типы текстов». Я скачиваю эти материалы, и совместно с десятиклассниками выделяем наиболее значимые моменты, анализируем предложения и стараемся на уроках практики закрепить в форме проверочных работ.
Достаточно интересные и полезные занятия можно найти в разделе «Переменка», такие как «Задачи на смекалку», «ВЗЛ» (вопросы замечательных людей) и т.д. Совсем недавно здесь же появился новый материал «Игровые технологии как обучающий инструмент в учебной практике детей» и даны рекомендации по теме «Плюсы и минусы использования игровых техник на уроках».
Все эти разделы содержательные, информационные и способствуют систематическому обучению детей осуществлять контрольное действие, т.е. оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п. Как мы этого достигаем?
Во-первых, мы используем теоретический учебный материал, разнообразные задачи обучающего характера: задания разного уровня сложности, тесты, проверочные тесты (тесты, которые скрыты от учащихся, но доступны учителю для контроля), повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Выполнение проверочных работ после изучения новой темы, выполнение контрольных работ по любой учебной теме, работа с тестами различной тематики привлекают учащихся, мотивируют на прогресс.
Во-вторых, при выполнении упражнений у детей развивается особая внимательность, и формируются навыки работы с поставленными вопросами, с предложенными образцами ответов, что способствует контролю четких критериев самоконтроля и самооценки (слайды 9-10). Таким образом, незаметно происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
Предлагая детям такие задания, я добиваюсь ненавязчивого осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого эти ресурсы.
С другой стороны, такие формы позволяют мне оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять положительные решения и поддерживать минимальные успехи, обучать корректным формам их выражения.
Я уверена, что выбранный мною стиль отношений создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, как для детей, так и для меня. Хочу отметить глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через совместную позитивную деятельность.
Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели — нет управления, без цели — нет результата.
Для себя лично я тоже нахожу интересные разделы, например, для повышения самообразования: это участие в вебинарах, в онлайн – конференциях, и даже для работы с учащимися ОВЗ я нахожу интересные материалы (слайд 13). В начале своей презентации я показала специально вкладку «Предметы», где имеются ссылки на такие предметные разделы, как «Литературное чтение», 4 класс. И вот там я нахожу хорошие, увлекательные текстовые задачи, игры и применяю их на уроке. Можно скопировать любой отрывок с картинкой или без, затем распечатать и уже дидактический вспомогательный учебный материал готов! Даже во вкладке «Видеоуроки», я открываю любой тематический материал (смотрю по содержанию), например, «Сталинградская битва» и также использую на классных часах. На классных часах мне удобно применять вкладку «Основы финансовой грамотности» для 7-9-х классов: там для детей доступна теория и разные увлекательные тесты, короткие по времени, но зато интересные!
На мой взгляд, каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Возможно, поэтому мне нравится такая образовательная платформа с ЦОРами, я в постоянном поиске нового, и надеюсь, что предложенный мною опыт работы пригодится всем! Хочу закончить свое выступление словами Симона Львовича Соловейчика, советского и российского публициста, преподавателя, теоретика педагогики, журналиста, который работал в педагогической журналистике с начала 1960-х годов и до конца своей жизни: «Урок – это загадка, а учитель – тот, кто её загадывает!» Благодарю за внимание. |