Однажды монах спросил у Бога, в чем отличие Ада от Рая. Бог ответил: «Я покажу тебе». Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была ложка в человеческий рост. Худые, голодные люди пытались дотянуться ртом до чашечки с супом. При этом они злились и ругались. Бог сказал: «Это Ад», - и повел в другой зал. Там было тихо, такой же котел, ложки. При этом они были сыты, потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Бог сказал: «Это Рай».
Как Вы думаете, о чем говорит данная притча?
- Верно, о взаимодействии. И я предлагаю правила, по которым, мы проведем мероприятие продуктивно.
Правила взаимодействия:
1. Быть активными;
2. Быть инициативными;
3. Не бояться высказать свое мнение.
Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. Меня эта проблема волнует тоже, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске.
В одной из статей автора Щукиной Галины Ивановны. (известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы) я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
- личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала;
- применения современных обучающих технологий.
Как вы думаете какое из этих условий поле для творческой деятельности любого педагога?
В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
У нас с вами существует проблема: организация рабочего времени.
Жизнь педагога до предела насыщена запланированными делами и внезапными событиями. Если к вечеру припомнить и перечислить их все, не верится, что это картина всего, лишь одного дня. А ведь завтра предстоит такой же, если еще не более напряженный.
Как же решить эту проблему? А эту проблему можно решить используя кейс- технологию.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.
Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
При использовании кейс - технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Как создать кейс?
Вначале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
Работа ученика с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя в кейс - технологии
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем.
Узнав подробнее о кейс – технологии я предлагаю вам сейчас решить проблему с организацией рабочего времени педагога и поработать с кейсом.
Кейс, разработанный на основе реальной ситуации
Проблема: организация рабочего времени.
Конкретная ситуация: Жизнь педагога до предела насыщена запланированными делами и внезапными событиями. Если к вечеру припомнить и перечислить их все, не верится, что это картина всего, лишь одного дня. А ведь завтра предстоит такой же, если еще не более напряженный. Вашему вниманию представлен дневник педагога.
Понедельник
На планерке сказали всем в пятницу провести родительские собрания. Снова придется думать, что включить в повестку собрания. Может, пригласить психолога, чтобы выступил. А что! Отличная идея! Остается только решить, чем их занять еще минут 30-40. Ну ладно, я подумаю об этом завтра или послезавтра, ведь время еще есть.
Вторник
Сегодня всех «обрадовали» - к нам едет ревизор! Такой ревизор, что даже Гоголь отдыхает! Вся документация к пятнице должна быть в полном порядке, а у меня КОСы до сих пор не разработаны. Да и к собранию надо подготовиться, а я даже еще не садилась. Нужно срочно что-то делать! Хотела на неделе организовать экскурсию на предприятие по просьбе ребят. Но чувствую, что тоже не успеваю.
Среда
Весь день была на работе – уроки, уроки плюс еще совещание и проверка тетрадей, Интернет, Одноклассники. Навела порядок на рабочем столе, расставила по местам учебники. Послезавтра СОБРАНИЕ! Ужас, как я могла снова дотянуть до последнего момента?! К созданию КОСов до сих пор не приступала.
Четверг
Боже, спасибо тебе за Интернет! Весь вечер и ночь просидела за компьютером, даже собаку было некогда выгулять, не то, что детей. Составляла план выступления на собрании, искала материал. В интернете нашла чьи-то готовые КОСы, время будет – подкорректирую их под себя.
Пятница
Ну, все, дело сделано! Даже психолога успела поймать утром и уговорить прийти на собрание. Немного стыдно перед ней за то, что не предупредила ее заранее. А так все прошло хорошо. Документацию для проверки сдала. Но чувство какое-то отвратительное… В следующий раз ни в коем случае не затягивать! Все делать вовремя!!!
Задание 1:
- Подчеркните деятельность (действия) педагога, которые возникли в течение недели.
2. Что нужно сделать для того, чтобы справиться с возникшими делами
Варианты развития событий
|
1. Убрать многозадачность (уроки, родительское собрание, работа Одноклассники, и др.)
|
2.
|
3.
|
Задание 2: Из выделенного Вами перечня дел педагога, выберите 3 наиболее значимых для Вас.
Обозначьте:
1мероприятие знаком «!»;
2 мероприятие знаком «+»;
3 мероприятие «-»
Заполните таблицу, оценив каждое мероприятие по предложенной шкале, проставляя соответствующие обозначения около каждого критерия.
Обязательные
|
Необязательные
|
Важные
|
Не важные
|
Срочные
|
Несрочные
|
Жесткие
|
Гибкие
|
Приятные
|
Неприятные
|
Задание 3:
Составьте план подготовки наиболее приоритетного мероприятия.
План подготовки
|
Срок выполнения
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
Кейс – метод это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.
В своей практике я начала использование кейс- технологии со 2 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Кейс к отрывку:
- В чём заключается проблема? Почему она возникла?
- Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?
- Какой способ предложен в сказке?
Или рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».
Кейс к рассказу:
- В чём заключается проблема?
-Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё?
- Как чувствует себя человек в данной ситуации?
- Как ты оцениваешь данную ситуацию?
- Оцени ситуацию с нравственной точки зрения.
- Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов затруднено использование кейс-методов в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей лет высокую мотивацию к учёбе.
И хочу закончить словами известного педагога Шалва Александрович Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьѐзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Используемая литература:
- Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
- Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
- Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
- Забоева И. Г. «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» ./ URL: https://znanio.ru/media/master_klass_kejs_tehnologiya-317737
- http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2017. - 100 с. |