Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 27.04.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

     

    Современная система образования ориентирована на развитие творческих возможностей и способностей детей, развития их мышления и стремления к самообразованию. Повышение качества образования требует и соответствующих мер по повышению дидактической обеспеченности дисциплин, разработку актуальных и технологичных методических материалов, чтобы обеспечить освоение обучающимися теоретических знаний и приобретение практических навыков в рамках изучаемых дисциплин. Основой организации образовательного процесса в начальной школе продолжает оставаться государственный образовательный стандарт, который формулирует основные принципы и подходы к процессу обучения и воспитания младших школьников [1].

    В рамках ФГОС НОО учитывается тот факт, что младший школьник мыслит преимущественно образами, и у него еще не сформирована логика мышления, характерная для взрослого. Именно поэтому у детей младшего школьного возраста хорошо развита фантазия, они любят выдумывать и участвовать в творческих проектах. При этом младшие школьники очень легко переключаются с одного образа на другой, образы для них становятся основной составляющей процесса обучения. Одновременно с этим у детей происходит становление и развитие таких качеств, как гибкость мышления, самостоятельность, пытливость, умение самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации.

    Исходя из специфики познавательных способностей детей младшего школьного возраста, в современной педагогической практике и, в том числе, в школьных программах наибольшее внимание уделяется наглядности, то есть визуализации изучаемых объектов и явлений. Реализации подобного требования весьма способствуют современные технические достижения, которые успешно внедряются в начальной школе. Одними из наиболее перспективных технологий в данном аспекте являются технологии дополненной реальности (Augmented Reality (AR)).

    Технологии дополненной реальности способны «привнести в обучение и воспитание возможность педагогам и обучающимся на другом уровне взаимодействовать с объектами, процессами и явлениями, многие из которых ранее были недоступны для школ или вузов» [2, с.133-134].

    Дополненная реальность позволяет воспроизводить в рамках обучения процессы, которые фактически невозможно демонстрировать в реальном мире. Этот фактор позволяет сделать процесс обучения не только наглядным и доступным для понимания, но и увлекательным, интересным. Благодаря дополненной реальности обучающиеся могут не только представлять процессы при помощи картинок или схем, но и при помощи технического моделирования, которое дает конкретные, а не возможные представления.

    Вне системы образования дополненная реальность достаточно давно и активно используется в коммерческом секторе, и, учитывая существующий опыт применения, можно выделить наиболее оптимальные для образовательного процесса методы и технологии. В частности, для учащихся будет очень интересна анимация, превращение обычного чтения в игровой процесс, в рамках которого можно познакомиться с героями произведений, подключить такие органы чувств, как слух, осязание, обоняние и пр.

    При этом в реальной образовательной практике технологии дополненной реальности используются редко или не используются вовсе. «В настоящее время практически отсутствуют методические работы, рассматривающие применение технологии дополненной реальности при обучении школьников. Однако существует необходимость совершенствования методических систем обучения школьным дисциплинам за счет внедрения технологий дополненной реальности, которая обусловлена двумя основными причинами:

    1) использование технологии дополненной реальности позволяет

    повысить качество образования;

    2) распространение технологии дополненной реальности в жизнедеятельности человека предполагает необходимость ее изучения» [3, с.100].

    Именно современные интерактивные технологии вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, игровой элемент, активизируют взаимодействие участников учебного процесса, развивая пространственное мышление и навыки проектной деятельности. Благодаря дополненной реальности перед обучающимися открываются безграничные возможности для познания нового [4].

    В начальной школе компьютерная визуализация используется крайне незначительно и во многом это связано с отсутствием ориентированности у педагогов начальной школы на внедрение технологий дополненной реальности и умений создавать и применять методические материалы с AR-элементами. Учитель начальной школы может успешно сделать презентацию, может найти подходящий учебный фильм, изображения и визуализированные материалы в сети. Однако, когда дело касается создания специальных программ в рамках изучаемого предмета, которые могли бы моделировать и визуализировать изучаемые процессы или явления, у педагогов не хватает подготовки, а компании-разработчики в области информационных технологий не заинтересованы создавать специализированные программные продукты для начальной школы, предпочитая более выгодный коммерческий сектор или хотя бы сотрудничество с вузами.

    Тот факт, что технологии дополненной реальности в начальной школе могут быть успешными, подтверждается зарубежным опытом: в образовательный процесс активно внедряются учебники с технологией дополненной реальности; развивающие игры; обучающие приложения; визуальное моделирование объектов; различные приложения для тренировки навыков и др.

    При всем этом даже в наиболее развитых в данном направлении странах Европы и в Японии не существует какой-то конкретной методологии применения технологий дополненной реальности в образовательном процессе.

    Наиболее ярким примером создания и применения в педагогической практике начальной школы технологий дополненной реальности в нашей стране является опыт работы региональной экспериментальной площадки «Организация игровой деятельности с использованием технологии “дополненной реальности”» для дошкольников и учеников младшего школьного возраста на базе ГБОУ СОШ № 548 г. Санкт-Петербурга [5-7].

    Педагогами школы разработан ряд дидактических игр с элементами технологии ТРИЗ, в которых применяется дополненная реальность (на основе использования приложений для мобильных устройств) «как ресурс для игровых действий, как инструмент формирующего оценивания, как поощрение» [6, с.68].

    Опыт ГБОУ СОШ № 548 г.Санкт-Петербурга показывает, что уже имеющиеся средства для работы с элементами дополненной реальности «могут рассматриваться не только как демонстрационный материал, но и успешно применяться в образовании дошкольников и младших школьников как средство развития и воспитания ребенка на основе игровой деятельности. Элементы современных педагогических технологий и технологии дополненной реальности успешно дополняют друг друга и эффективно работают для достижения целей ФГОС» [6, с.72]. Существующие специализированные приложения (в том числе для мобильных устройств) позволяют педагогам разрабатывать свои дидактические инструменты на основе технологии дополненной реальности.

    Таким образом можно говорить о том, что технологии дополненной реальности в образовательном процессе становятся дидактическим средством, требующим активного внедрения.

    В практике деятельности отдельных педагогов наблюдается внедрение дополненной реальности и на уровне самостоятельного освоения и использования технологий 3D моделирования и создания с их помощью пособий для обучения. При этом необходимо отметить, что это характерно для основной и старшей школы, для младших школьников подобные подходы не актуальны. Практика использования дополненной реальности в школе расширяется и за счет многочисленных интерактивных игр, в том числе дидактических, развивающих методических пособий и технологий развлечений, ориентированных на школьников.

    На рынке в широком доступе потребителю предлагаются, например, интерактивные раскраски для детей с технологией дополненной реальности. Реализация данной технологии происходит за счет размещения на рисунках, на первый взгляд, самых обычных раскрасок маркеров, которые помогают оживить персонажей на картинке. Популярность уже достаточно давно выпущенных интерактивных раскрасок дала толчок к тому, что на рынке появляются и дидактические игры с дополненной реальностью, разрабатываются специальные игровые приложения для детей, дополненная реальность которых доступна как с использованием смартфонов, так и с использованием умных очков.

    В частности, В.В. Аверьянов и Д.И. Троицкий рассматривают использование дополненной реальности в рамках совместного использования с обычным бумажным учебником. Дополненная реальность может расширять функции обычного учебника, передавая учащемуся дополнительную информацию, которая создает визуальные образы и стимулирует процессы кратковременной памяти. Благодаря этому процессу вводится функция интерактивности [8].

    Технологии дополненной реальности позволяют обеспечить для учебного процесса максимальное количество дидактических материалов, интересных для младших школьников. Дополненная реальность может стать частью учебного процесса, однако не сама по себе, а в качестве составляющей дидактического комплекта.

    Наиболее успешно она сочетается со средствами ИКТ, которые уже получили широкое распространение в начальной школе.

    Возможности использования дополненной реальности на уроках в начальной школе весьма обширны. Однако необходимо отметить, что во многом их использование в самостоятельной деятельности обучаемых вне урока остается ограниченным, либо обусловленным активной помощью взрослых в связи с особенностями возраста учащихся и только формирующимися навыками самостоятельной информационной деятельности.

    Таким образом, современная начальная школа имеет сегодня широкие возможности для внедрения технологий дополненной реальности в образовательный процесс, основными препятствиями являются проблемы разработки адаптированных образовательных приложений, практическое отсутствие апробированных методических разработок и заинтересованности самих педагогов в освоении новых технологий и методов обучения.

     

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

     

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.10.2019).

    2. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Новое образование для новых информационных и технологических революций. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. 2017. Т.14. №2. С. 131-139.

    3. Гриншкун А.В. Технология дополненной реальности и подходы к ее использованию при создании учебных заданий для школьников. Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2017. №3 (41). С. 99-105.

    4. Катханова Ю.Ф. Технология дополненной реальности в образовании / Ю.Ф. Катханова, К.И. Бестыбаева // Педагогическое мастество и педагогические технологии: материалы VIII Междунар.науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2016. №2 (8). С. 289-291.

    5. Жебровская О.О., Пивненко О.А., Ефимова И.А. Мобильные устройства как средство обучения и развития дошкольников и младших школьников: конструирование дидактических игр на основе технологии дополненной реальности // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 3 (37). С. 47-52.

    6. Пивненко О.А., Ефимова И.А. Использование дополненной реальности в играх по технологии ТРИЗ для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 2 (4). С. 67-74.

    7. Пивненко О.А., Ефимова И.А., Ачилдиева Т.А., Собкалова А.П., Корсакова Н.А., Латышева С.В., Широкая Н.А., Макарова Н.В. Использование технологии «дополненной реальности» как средства реализации дидактических игр младших школьников // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2018. № 8. С. 13-27.

    8. Аверьянов В.В., Троицкий Д.И. Книги с дополненной реальностью как эффективный образовательный инструмент // Виртуальная и дополненная реальность – 2016: состояние и перспективы. М.: ГПБОУ МГОК, 2016. С. 7-10.

    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 226 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    2 marina15k  
    Соответствует ли данный проект требованиям ФГОС дошкольного образования?

    3 daryashaulova1993  
    Здравствуйте! В ФГОС ДОО нет запрета на использование инновационных технологий для повышения качества образования. Более того в стандарте написано, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Мы не должны боятся нововведений в нашей педагогической деятельности, потому что к нам приходя дети 
    новой формации, они с детства окружены различными гаджетами. А использование в работе дополненной реальности один из способов обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников дошкольной организации, естественно в разумных пределах.

    1 galyavladimirovna1990  
    Здравствуйте, интересует вопрос, есть ли опыт применения таких технологий в Саратовской области для дошкольных учреждений??

    4 daryashaulova1993  
    Здравствуйте! Да, данную технологию применяют в Саратовской области. Более того, признаюсь, что о дополненной реальности (книги от Devar) я узнала  от однокурсницы, которая работает в МДОУ "ЦРР - детский сад № 211", так же, на сколько я знаю, в данном направлении работают в МБДОУ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 44"

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]