Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 04.05.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

     

    Аннотация
    В статье рассмотрена значимость применения методики проекта в
    контексте внеаудиторной работы по английскому языку, представлены
    основные этапы проектной работы на материале реализованного проекта
    «The Best University of Saratov» («Лучший университет Саратова») (2018 г.)
    для обучающихся 11 классов.
    Насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня являются
    построение личностно-ориентированной педагогической системы,
    личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие
    задатков, способностей, заложенных природой в каждом обучающемся.
    Образовательная технология должна способствовать раскрытию
    субъектного опыта обучающегося: формированию личностно значимых для
    него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим
    требованиям как нельзя лучше отвечают современные педагогические
    технологии практической направленности, в частности метод проектов.
    Происходящие изменения в политической, государственной,
    экономической и социальной сферах, расширение международного
    сотрудничества также повлекли за собой изменения и в языковой политике,
    привели к повышению интереса к изучению иностранных языков.
    Востребованность владения иностранным языком обусловила расширение и
    вариативность условий самостоятельного изучения иностранного языка (ИЯ)
    − в системе общего образования, в сфере дополнительных образовательных
    услуг, в системе открытого обучения, в условиях дистанционного обучения,
    в процессе самообразования. Именно поэтому, в современной языковой
    политике, и особенно в области иностранных языков, в последние годы
    также утвердился личностно-ориентированный подход к обучению, что
    требует обращения к одной из важнейших тенденций современного
    образования – проективности.
    Сегодня проектная деятельность хорошо изучена: разработана
    поэтапная подготовка проекта (И.Н. Бухтиярова [4], Е.С. Полат [11; 12]),
    условия использования проектной методики в школе (Л.А. Байдурова, Т.В.
    Шапошникова, А.В. Нехорошева, Н.Г. Чанилова и др.), типология проектов
    (Е.С. Полат [11; 12], Т.Ю. Тамбовкина [15]), проектные формы работы (О.В.
    Теслина [16], Н.В. Туркина, О.Ю. Болтнева), четко определены роли
    преподавателя и обучающихся при разработке проекта, стали очевидными
    достоинства и широкие возможности для использования проекта в обучении
    ИЯ. Однако особый интерес в контексте настоящей работы представляет
    применение метода проектов в рамках организации внеаудиторной
    деятельности по английскому языку.
    Перейдем к описанию проекта «The Best University of Saratov»
    («Лучший университет Саратова»), осуществленного в рамках
    внеаудиторной деятельности 11 класса (ноябрь-декабрь 2018 г.) и
    предполагавшего разделение обучающихся на группы в количестве 5 человек
    для реализации проектной деятельности.
    Согласно классификации Е.С. Полат [11; 12], данная работа может
    быть отнесена к разовым творческим, практико-ориентировочным
    коллективным монопроектам со скрытой координацией, будучи при этом по
    времени реализации – краткосрочной и по форме реализации представленной
    в виде электронной презентации, сопровождаемой аудио дорожкой.
    Подготовительный этап заключался во введении в проектную
    деятельность, а именно: на данном этапе учителем была инициирована идея
    проекта – разработка приглашения для иностранного друга к обучению в
    одном из вузов г. Саратова; в результате «мозгового штурма» каждой
    группой было принято решение о выборе конкретного вуза, разработке
    презентации и аудио сопровождения.
    На данном этапе также был определен уровень готовности
    обучающихся к осуществлению самостоятельной внеучебной работы:
    установлена готовность к собственной самостоятельной деятельности,
    выражающаяся в преобладании внутренней мотивации, высоком уровне
    саморегуляции, владении лексическим и грамматическим аспектами
    иноязычной речевой деятельности на высоком уровне, умении применять
    усвоенные знания и приемы в новых, не аналогичных условиях деятельности.
    Обучающиеся были ознакомлены с условиями работы над проектом,
    были оговорены особенности стратегии и тактики группового общения,
    предложены вводные конструкции, устойчивые словосочетания,
    необходимые для осуществления коммуникации и позволяющие логично,
    связно и продуктивно выражать свое мнение.
    Основной этап включал непосредственное выполнение проекта: были
    установлены сроки и составлен график работы над проектом (1-24 ноября –
    сбор и перевод текстового материала для составления чернового варианта
    презентации, составление чернового варианта презентации и пробной аудио
    записи; 25 ноября - 24 декабря – устранение недочетов и погрешностей в
    тексте презентации, корректировка слайдов презентации, повторная запись
    подготовленных аудио отрывков всеми представителями каждой из
    выделенных групп). На данном этапе были распределены все виды
    деятельности и закреплены за определенными обучающимися: работа с
    Интернет-ресурсами (официальные сайты вузов Саратова и Саратовской
    области, англоязычные страницы для иностранных абитуриентов) и
    предоставление чернового варианта текста для последующего
    редактирования; редактирование текстового материала; составление
    чернового варианта презентации; корректировка презентации; аудиозапись
    текстовых отрывков всеми обучающимися группы.
    Роль учителя в ходе работы на настоящем этапе выполнения проекта
    заключалась в индивидуальном консультировании обучающихся,
    координировании их деятельности, а также контроле за соблюдением
    установленных сроков.
    Данный этап предоставил возможность изучения нового лексического
    материала, связанного с областями научного исследования вузов, например:
    models and methods for developing information systems – моделирование и
    методы разработки информационных систем; synergetic paradigm in theoretical
    and historical cultural studies – синергетическая парадигма в области теоретико
    и историко ориентированных исследованиях культур и др.; направлений
    подготовки, реализуемых в стенах вузов, например: Information Security –
    информационная безопасность, Applied Mathematics and Informatics –
    прикладная математика и информатика, Software Engineering – разработка
    программного обеспечения и др.
    Составление текстового материала презентации явилось тренировкой,
    повторением особенностей (лексико-грамматических, синтаксических,
    стилистических) построения научного, а также информационного типов
    текста.
    Также учителем были предложен ряд коммуникативных заданий,
    увеличивающих мотивацию к построению устной речи, например:
    1. Dwell on the most famous universities of the world (Расскажите о
    наиболее известных вузах мира).
    2. Enumerate and describe in a nut-shell the most famous universities of
    Great Britain and the USA (Перечислите и кратко опишите наиболее
    известные вузы Великобритании и США).
    3. Give an example of 10 most famous universities of Russia (Приведите
    примеры 10 самых известных вузов России).
    4. Sum up the information about the rating of the universities in Russia and
    in the world (Обобщите информацию в рамках рейтинга вузов России и мира).
    5. Express your own attitude towards the historical background of European
    and Russian universities (Выразите свое мнение в отношении исторического
    аспекта основания вузов Европы и России).
    6. Dwell on the formation and development of Saratov Universities
    (Расскажите подробно об основании и развитии Саратовских вузов).
    7. Tell us about the spheres of scientific research in Saratov Universities
    (Расскажите о сферах научного исследования Саратовских Государственного
    Технического Университет вузов).
    Для подготовки ответов на данные вопросы учителем было отведено
    время на практических занятиях, т.к. подобные упражнения тренируют
    изучаемый вокабуляр, данная проблематика обсуждалась индивидуально, в
    парах, а также непосредственно, в рамках группы.
    Для обсуждения основополагающих вопросов в ходе проекта было
    организовано обсуждение в группе, занимавшее, как правило, 10-15 минут от
    общего времени урока, однако, большая часть работы осуществлялась
    обучающимися внеаудиторно. Также обучающимся было предложено
    ответить на поставленные вопросы:
    - What do you want to say in your project? (Что вы хотите сказать в своем
    проекте?)
    - What problem are you going to solve? (Какую проблему хотите
    решить?)
    - In what form will you make and present your project? (В какой форме вы
    хотите выполнить и представить проект?)
    - What information have you found? (Какую информацию вы нашли?)
    - How can you use the results of your project in future? (Как можно
    применить результаты данного проекта?)
    - Give a task to each member of your group and choose a leader (Дайте
    задание каждому члену группы и выберите лидера)
    - Discuss the plan of your project (Обсудите план своей работы)
    - Does your project answer all the demands? (Ваш проект отвечает всем
    требованиям?)
    - What does your project lack? (Чего не хватает проекту?)
    Обучающиеся в поисках информации обратились к ресурсам сети
    Интернет, в частности официальным сайтам вузов Саратова и Саратовской
    области, в их русскоязычном и англоязычном вариантах.
    Преподавателем было предложено:
    - составить план прочитанных текстов;
    - составить план текстового материала презентации;
    - обобщить необходимую информацию изученных текстов;
    - выделить ключевые и незнакомые слова/фразы в тексте;
    - тщательно проработать лексико-грамматический материал текстов
    (фонетический, лексический, грамматический аспекты);
    - сократить текст;
    - на основе плана и ключевых слов составить собственный текст по
    исследуемой теме;
    - отчитать закрепленные за обучающимися абзацы текста,
    совершенствуя технику чтения;
    - записать пробные аудио фрагменты;
    - записать окончательный вариант аудио сопровождения.
    Неоспорим тот факт, что все перечисленные умения являются
    необходимой базой для автономного овладения ИЯ.
    Обучающимся на данном этапе был предложен текст-образец об одном
    из вузов, представленный в виде раздаточного материала, который, однако,
    должен был быть сокращен и существенно дополнен общей информацией о
    деятельности образовательного учреждения.
    Таким образом, на подготовительном этапе проектной работы
    совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и
    закладываются основы будущих самостоятельных высказываний
    обучающихся.
    Следующий этап состоял из непосредственного конструирования
    личностного образовательного продукта, т.е. получения
    результата/продукта деятельности, каким и явилась выполненная
    презентация. Особую сложность представила аудиозапись в связи с
    индивидуальной организацией работы, невозможностью выделения
    значительных временных ресурсов в ходе практических занятий.
    Четвертый этап включал презентацию проекта. В результаты работы
    обучающимися каждой группы было подготовлено два варианта
    презентации, которые были представлены для обсуждения.
    На защиту одного проекта группе было выделено по 10-15 минут, по
    окончании презентации проект был проанализирован, также был внесен ряд
    предложений.
    Этап контроля заключался в оценивании презентации по ряду
    критериев:
    1) содержательная сторона презентации (логичность, полнота
    изложения);
    2) фонетическое звучание (интонация, паузы, логическое ударение,
    беглость речи);
    3) эмоциональность;
    4) оформление: аккуратность, привлекательность дизайна для
    большинства присутствующих, грамотность и логичность изложения
    материала в презентации.
    Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что процесс проектной
    деятельности, метод проектов позволяет создать исследовательскую
    творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечен в активный
    познавательный процесс на основе методики сотрудничества. А это большой
    стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения
    проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно
    планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения
    стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы
    работы. Реализуя проект, обучающийся учится работать в «команде»,
    ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать
    результаты своего труда и труда своих одногруппников. Он также выступает
    и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с
    общественными, и как творческое лицо, побуждающее предложить новые
    решения отдельных учебных проблем.
    Список литературы
    1.Ариян М.Я. Повышение самостоятельности учебного труда школьников
    при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. − 1999. −
    №6.
    2.Борисова Е.М. Проект на уроке немецкого языка // Иностранные языки в
    школе. − 1998. − №2.
    3.Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках иностранного языка //
    Иностранные языки в школе. − 2004. − №2.
    4.Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в
    продуктивном обучении // Школьные технологии. − 2001. − №2.
    5.Душенина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка //
    Иностранные языки в школе. − 2003. − №5.
    6.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому
    языку // Иностранные языки в школе. − 1991. − №3.
    7.Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. −
    Минск: ТетраСистемс, 2007. − 352 с.
    8.Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной
    работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. − М.: АРКТИ,
    2002.
    9.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
    технологического образования / под ред. В.В. Рубцова. − Мозырь: РИФ
    «Белый ветер», 2000. − 286 с.
    10.Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического
    образования // Педагогика, 2000. − №4.
    11.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные
    языки в школе. − 2000. − №2, 3.
    12.Полат Е.С. Метод проектов // Метод проектов. Серия «Современные
    технологии университетского образования». Выпуск 2. − Мн.: РИВШ БГУ,
    2003. − 240 с.
    13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. − М.: Народное
    образование, 1998. − 256 с.
    14.Сличкин Д.А. Использование метода проектов при обучении
    программированию в курсе информатики: дис. канд. пед. наук / Д.А.
    Слинкин; Шадринский государственный педагогический институт. −
    Екатеринбург, 2001. − 166 с.
    15.Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих
    учителей иностранного языка с использованием метода проектов //
    Иностранные языки в школе. − 2000. − №5.
    16.Теслина О.В. Проектные формы работы на уроках английского языка //
    Иностранные языки в школе. − 2002. − №3.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/07/Obrazovanie2020/baurova.pdf
    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (18.06.2020)
    Просмотров: 149 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
    Всего комментариев: 1
    1 annayurjevna  
    Ткачук А.Ю.: Активно ли ребята 11 классов соглашаются на участие в проекте? Кто предлагает тему для проекта? Все ли участники группы проявляют заинтересованность? Ребята 11 классов итак достаточно загружены, чтобы привлекать их ещё к внеаудиторной занятности. Достаточно большой ряд коммуникативных заданий. Можно предложить ВУЗам использовать результаты проекта при проведении дней открытых дверей для иностранных студентов. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]