Цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Задачи:
- развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать внимание детей;
- развивать навыки воображения;
На сегодняшний день проблема речи у детей дошкольного возраста во всём её видовом разнообразии, как показывает практика, является одной из самых актуальных.
Существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной речевой среды, которая будет способствовать возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. А самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – это игра.
Возможно Вы знаете, что в 13 веке французский монах Раймонд Луллия создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, что и в настоящее время ее можно прекрасно использовать, как средство развития речи у дошкольников.
«Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Конструкция данного пособия очень проста:
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
• Сверху устанавливают стрелку.
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов.
• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).
• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на 3 типа:
1. Подбор соответствия.
2. С элементами случайности в установке колец.
3. Игры на развитие творческого воображения.
В организованно образовательной деятельности с детьми я использую
дидактическое пособие «Круги Луллия», как демонстрационный материал. С помощью наглядного пособия распознаём характер, формируем знания о свойствах и качествах предметов и явлений, анализируем изменения и преобразования объектов.
Так же с помощью пособия играем в Дидактические игры «Черта характера или свойство», «Необычный букварь», «Необычное время», «Математические круги», «Кто что ест и где живет?» и тд.
Вашему вниманию представляю некоторые из них:
Игра №1 «Посчитай-ка»
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур.
Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга).
Игра №2 "Мамы и их детёныши"
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)
Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.
В результате работы с кругами Луллия у дошкольников:
- систематизируются знания об окружающем мире;
- о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
- формируются элементарные математические представления;
- развивается творческое воображение и мышление;
- обогащается словарный запас;
- формируется умение свободно высказывать свои мысли;
- появляется переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
- вырабатывается формулировка и решение проблемы.
На мой взгляд, волшебные кольца Луллия, как демонстрационный прием интересен и эффективен, так как дает возможность включить три вида памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Я считаю, что данная технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста и вполне успешна может применяться в детском саду, делая процесс увлекательным и интересным.
Анализируя свою работу, я вижу необходимость в дальнейшем использовании данных методов и приемов. |