Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по изучению правовых знаний при использовании методики сочинения сказки детьми.
Задачи:
• обогатить интеллектуально - познавательный, нравственно - эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;
• познакомить коллег с этапами, формой и методами работы по обучению детей самостоятельному сочинению сказок ;
• привлечь педагогов к решению проблемно - поисковых ситуаций по изучению правовых знаний при помощи сочинения сказок.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитно – меловая доска переносная – 2 шт., стол – 3 шт.
Раздаточный материал:
Дидактическое пособие «Волшебный чемоданчик» с 1 комплектом персонажей.
Ход мастер-класса.
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш мастер класс посвящён теме «Правовое воспитание через сказку».
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок должен знать свои права и обязанности, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.
Главными задачами правового воспитания являются:
- Формирование у детей первоначальных правовых знаний на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
- Формирование модели единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум»;
- Развитие уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
- Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
- Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
Сложность решения данных задач связана, прежде всего, с возрастом детей. При ознакомлении детей с правами и обязанностями необходимо опираться на текст Всеобщей декларации прав человека. Но тексты правовых документов сложны для детей. И поэтому мы должны изучать права на языке, доступный восприятию детей. А сказки будут здесь выступать в качестве наглядных примеров.
Язык сказки доступен ребенку, она рассказывает ребенку о справедливости, добре, честности, мужестве и сострадании. Сказка помогает формировать у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям.
Сохраняясь в памяти, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания, а самые элементарные и в то же время самые важные представления «о правах человека», отраженные в их содержании, закрепляются в сознании и определяют нормы поведения ребенка.
Сейчас мы рассмотрим иллюстрации к сказкам, где были нарушены права сказочных героев.
Читая сказки «Кот, лиса и петух», «Серая шейка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно довести до сведения детей, что каждый человек имеет право на жизнь, и никто не вправе на нее покушаться
А через украинскую сказку «Рукавичка» и русскую сказку «Теремок» «Заюшкина избушка»,. Знакомим с право иметь свой дом и его на неприкосновенность.
Прочитав сказку В. Гаршина «Лягушка – путешественница» можно обсудить, как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения.
Читая сказку «Гадкий утенок» « Снегурочка», можно объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на семью, на заботу родителей.
А сказка «Айболит» знакомит с правом на бесплатную медицинскую помощь, «Буратино» правом на образование.
При знакомстве со сказками «Золушка» и «Красная шапочка», «Дюймовочка» дети узнают о праве на имя и фамилию.
А ненецкая сказка «Кукушка» и татарская сказка «Три дочери» показывают нам, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
А теперь рассмотрим сказку глазами взрослого человека. Например: если я эти картинки буду показывать на родительском собрании.
Возьмем сказку «Красная шапочка»
- Какое право нарушил волк? (право на личную неприкосновенность, право на жизнь)
- Какое право нарушили дровосеки? ( право на жизнь, они должны были установить виновность законным справедливым путем, не совершая самосуд)
- Кто еще нарушил права в этой сказке? (мама, нельзя отпускать в лес маленьких детей, нельзя оставлять их без присмотра взрослых).
Сказка «Заюшкина избушка»
- Какое право нарушила лиса? (право на неприкосновенность жилища).
- Какое право нарушил петух? (право на жизнь, угрожал холодным оружием, пытался свершить самосуд).
Мы с вами рассмотрели и разобрали уже написанные сказки (авторские, русские народные). Но еще можно закреплять права при помощи сочинения сказки.
И об этом Вам расскажет Наталья Валериевна.
Уважаемые коллеги! Хочу добавить к словам Марии Николаевне, о сказке ещё немного. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
- Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
- Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Ещё один очень важный момент. Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Мы с Вами хорошо знаем, что полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру, а сегодня мы закрепим полученные знания о правах ребёнка через сочинение сказки. Мы сочиним свою сказку, в которой раскроем знание, о каком - то определенном праве.
Вы, наверное, обратили внимание на мой чемоданчик. Хотите узнать, что в нем? А в нем живут сказки. И я предлагаю вам познакомиться с героями нашей будущей сказки. (показ). Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Я предлагаю Вам на выбор присказки, с которых начинается сказка. (раздаю участникам)
Приглашаем коллег поучаствовать в нашем мастер классе. 2 команды по 4 человека. Предлагаем выбрать из пособия героев и атрибуты для будущей вашей сказки.
(Сочинение сказки, задаются наводящие вопросы. Например: Куда отправился твой герой? Кого он встретил? Что сказал при встрече? Что он сделал? Что произошло потом? Какой вывод можно сделать? И т.п.)
Каждая команда рассказывает свою сочиненную сказку, используя пособие «Волшебный чемоданчик».
Сочинение сказки для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, так необходимой для малыша, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Таким образом, анализ известных произведений или сочиненных самостоятельно сказок, позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правилами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. |