Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 04:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Дошкольное образование – доступность и качество

    Правовое воспитание через сказку

     

    Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по изучению правовых знаний при использовании методики сочинения сказки детьми.

    Задачи:

    • обогатить интеллектуально - познавательный, нравственно - эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;

    • познакомить коллег с этапами, формой и методами работы по обучению детей самостоятельному сочинению сказок ;

    • привлечь педагогов к решению проблемно - поисковых ситуаций по изучению правовых знаний при помощи сочинения сказок.

    Оборудование: мультимедийный проектор, магнитно – меловая доска переносная – 2 шт., стол – 3 шт.

    Раздаточный материал:

    Дидактическое пособие «Волшебный чемоданчик» с 1 комплектом персонажей.

     

    Ход мастер-класса.

    Вводная часть.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Наш мастер класс посвящён теме «Правовое воспитание через сказку».

    Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок должен знать свои права и обязанности, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.

    Главными задачами правового воспитания являются:

    1. Формирование у детей первоначальных правовых знаний на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
    2. Формирование модели единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум»;
    3. Развитие уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
    4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
    5. Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

    Сложность решения данных задач связана, прежде всего, с возрастом детей. При ознакомлении детей с правами и обязанностями необходимо опираться на текст Всеобщей декларации прав человека. Но тексты правовых документов сложны для детей. И поэтому мы должны изучать права  на языке, доступный восприятию детей. А сказки будут здесь выступать в качестве наглядных примеров.

    Язык сказки доступен ребенку, она  рассказывает ребенку о справедливости, добре, честности, мужестве и сострадании. Сказка помогает формировать у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям.

    Сохраняясь в памяти, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания, а самые элементарные и в то же время самые важные представления «о правах человека», отраженные в их содержании, закрепляются в сознании и определяют нормы поведения ребенка.

    Сейчас мы рассмотрим иллюстрации к сказкам, где были нарушены права сказочных героев.

    Читая сказки «Кот, лиса и петух», «Серая шейка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно довести до сведения детей, что каждый человек имеет право на жизнь, и никто не вправе на нее покушаться

    А через украинскую сказку «Рукавичка» и русскую сказку «Теремок» «Заюшкина избушка»,. Знакомим с право иметь свой дом и его  на неприкосновенность.

    Прочитав сказку В. Гаршина «Лягушка – путешественница» можно обсудить, как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения.

    Читая сказку «Гадкий утенок» « Снегурочка», можно объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на семью, на заботу родителей.

    А сказка «Айболит» знакомит с правом на бесплатную  медицинскую помощь, «Буратино» правом на образование.

    При знакомстве со сказками «Золушка» и «Красная шапочка», «Дюймовочка» дети узнают о праве на имя и фамилию.

    А ненецкая сказка «Кукушка» и татарская сказка «Три дочери» показывают нам, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.

    А теперь рассмотрим сказку глазами взрослого человека.  Например: если я эти картинки буду показывать на родительском собрании.

    Возьмем сказку «Красная шапочка»

    • Какое право нарушил волк? (право на личную неприкосновенность, право на жизнь)
    • Какое право нарушили дровосеки? ( право на жизнь,  они должны были установить виновность законным справедливым путем, не совершая самосуд)
    • Кто еще нарушил права в этой сказке? (мама, нельзя отпускать в лес маленьких детей, нельзя оставлять их без присмотра взрослых).

    Сказка «Заюшкина избушка»

    • Какое право нарушила лиса? (право на неприкосновенность жилища).
    • Какое право нарушил петух? (право на жизнь, угрожал холодным оружием, пытался свершить самосуд).

    Мы с вами рассмотрели и разобрали уже написанные сказки (авторские, русские народные). Но еще можно закреплять права при помощи сочинения сказки.

    И об этом Вам расскажет Наталья Валериевна.

    Уважаемые коллеги! Хочу добавить к словам Марии Николаевне, о сказке ещё немного. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

    Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

    • Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
    • Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
    • Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

     Ещё один очень важный момент.   Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

    Мы с Вами хорошо знаем, что полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру, а сегодня мы закрепим полученные знания о правах ребёнка через сочинение сказки. Мы сочиним свою сказку, в которой раскроем знание, о каком - то определенном праве.

    Вы, наверное, обратили внимание на мой чемоданчик. Хотите узнать, что в нем? А в нем живут сказки. И я предлагаю вам познакомиться с героями нашей будущей сказки. (показ).  Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция сказки:
    1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
    2. Основная часть.
    3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

    Я предлагаю Вам на выбор присказки, с которых начинается сказка. (раздаю участникам)

    Приглашаем коллег поучаствовать в нашем мастер классе. 2 команды по 4 человека. Предлагаем выбрать из пособия героев и атрибуты для будущей вашей сказки.

    (Сочинение сказки, задаются наводящие вопросы.    Например:  Куда отправился твой герой? Кого он встретил? Что сказал при встрече? Что он сделал? Что произошло потом? Какой вывод можно сделать? И т.п.)

    Каждая команда рассказывает свою сочиненную сказку, используя пособие «Волшебный чемоданчик».

    Сочинение сказки для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, так необходимой для малыша, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

    Таким образом, анализ известных произведений или сочиненных самостоятельно сказок, позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правилами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение.

    Категория: Дошкольное образование – доступность и качество | Добавил: rrr0901 (15.06.2020)
    Просмотров: 265 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/9
    Всего комментариев: 121 2 »
    11 funtikovaaksana  
    Мария Николаевна и Наталья Валерьевна, а участвуют ли ваши дети в спектаклях, играя роли героев?

    12 111  
    Да, участвуют с большим удовольствием

    10 Звездочка0690  
    Правовоевоспитание на начальных этапах становления личности ребенка старшего
    дошкольного возраста представляет собой процесс, направленный на создание
    условий для приобщения ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям, на
    основе которых происходит усвоение элементарных правовых норм.
        Языксказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Ребенок не
    любит наставлений, а сказка не учит его напрямую, она предлагает образы,
    которыми ребенок наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную
    информацию.
    Спасибо Марии Николаевне и Наталье Валериевне , что делитесь своим опытом, и  за интересный мастер класс.

    9 az2030vasiljeva  
    Мне кажется детям будет интересно такая форма занятия,так как они любят сказки.

    8 karlgashseitkalieva  
    Правовое воспитание для детей дошкольников очень интересная задумка.Спасибо ,вам за ваш мастер класс.

    7 zhanarataspenova  
    Интересный мастер - класс.

    6 almusabaeva84  
    Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интересы, что так актуально в условиях современного стремительно меняющегося мира.Отличный мастер-класс,спасибо Наталья Валериевна и Мария Николаевна!

    5 Ксюша6707  
    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка через сказку.
    Наталья Валерьевна и Мария Николаевна передали всю суть работы для педагогов. Спасибо буду пользоваться вашим материалом в дальнейшей работе!

    4 happypeople5513  
    Каждый ребёнок в современном мире должен знать свои права. А как объяснить такой не простой материал дошкольнику? Конечно же на понятном ему языке - сказочном. А когда, придя домой из детского сада, ребёнок рассказывает, о каких правах он узнал сегодня, становится понятно, что материал усвоен. Мария Николаевна и Наталья Валерьевна придумали отличный вариант для проведения занятий с дошколятами.

    3 terebin87  
    Сейчас очень важно правовое воспитание детей, которые лучше воспринимают информацию не через слова, а через сочувствие, сопереживание героям сказок. Главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания для младших школьников должны выступать сказочные герои. И это удалось все передать в своей работе педагогам. Спасибо  Вам Мария Николаевна и Наталья Валерьевна !

    2 Юляша  
    Сказка-это волшебство (ведь в реальной жизни петухи не ходят с холодным оружием ,а серые волки не поджидают маленьких девочек в постели любимой бабушки),а любое волшебство запоминается сразу и надолго...Поэтому сказка-лучший посредник между детьми и взрослыми,ведь порой так трудно объяснить ребенку сложные социальные понятия,в которых не все взрослые достаточно компетентны...Мария Николаевна и Наталья Валериевна своей работой проложили дорожку к легкому освоению этих трудных понятий правового воспитания. Теперь всё кажется легким и доступным.Удачи!

    1-10 11-11
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]