Программа по технологии разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Всё чаще возникает вопрос, а нужен ли предмет технология в школе? Как выяснилось у каждого ребенка и взрослого свой ответ на этот вопрос. Называя предмет «технология», моему поколению, сразу вспоминается привычное название «труд», от слова трудиться, трудиться как умственно, так и физически. Также каждому вспомнится школьная мастерская с верстаками и, конечно каждый вспомнит свое рабочее место, инструменты и приспособления, запах опилок и даже поделок, которые удалось или не совсем удалось изготовить, а может, некоторые из них хранятся еще дома. В отличие от других предметов урок трудового обучения давал работу творческую. И у каждого получалось по-своему. И сейчас понимаю, что нас учили трудиться всех и всех одинаково, на совесть, выполнять работу до конца, не лениться.
Время меняется и предмет «труды» теперь называется «технология». Идея модернизации подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. Но вот в нашей школе нет возможности мальчикам заниматься в мастерской, а девочкам - готовить разные вкусности, а потом вместе с мальчиками всё это съедать, как было раньше, поэтому и возникает этот вопрос. Ответ есть - это Программа, которая включает в себя все темы, которые призваны формировать у детей политехнический кругозор, виртуально знакомят с новой техникой и современными технологиями обработки материалов, помогают сориентироваться в мире профессий, и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.
В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания. Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно - ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»
По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда»
По своему большому опыту работы я считаю, что творческая активность является стимулирующим фактором развития лучших качеств личности. Умение заинтересовать учащихся – вот одна из основных задач перед каждым уроком. Чтобы добиться этого, я подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Ученикам часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить то, что сделал своими руками. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, и выполняют свое дело.
Большое значение для уроков технологии имеет метод проектов. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала, на приобретения опыта поисковой творческой деятельности. Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.
Обратимся к организации трудовой деятельности, которая является важным аспектом успешного трудового воспитания. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация труда и рабочего места. Однако заметим, что в рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых: возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей. Во-вторых: рост количества детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны. Например, сейчас у многих детей аллергия на траву, поэтому не все дети могут выполнять работы на школьных цветниках. Так вот при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор поручений в соответствии с ними. Никто не должен оставаться без работы.
Этап подготовки к работе является не менее важным. На этом этапе у детей развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее участниками, то есть, умение планировать работу. Навык простого сотрудничества предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более сложный навык: совместное планирование работы. На этапе формирования этого навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы должен педагог.
По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария. Например, если мы выполняем аппликацию, то привести в порядок своё рабочее место в кабинете, если же работаем на школьных цветниках, то обязательно убрать на место инвентарь. Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке рабочее место. Также, по завершении работы, учителю надо подчеркнуть, благодаря чему, достигнут хороший результат: раскрыть связь между качеством результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его выполнения с организацией рабочего места. Полезно к оценке работы привлекать и самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладении организационными навыками и не удачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда.
С уверенностью могу сказать, что предмет «Технология» особенный и очень необходимый для воспитания школьников. Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу Важно знать, что эффективность и результативность трудового воспитания в школе во многом зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств.
Как мы видим, трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики.
Список литературы:
- Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. — 272 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
|