Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 02:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [10]
Воспитательная система школы как фактор достижения новых образовательных результатов [2]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Методическая система образовательной организации – условие профессионального развития педагога [4]
Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования [11]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2019 » Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования

    РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Вот и наступил 2019 год. Уже 10 лет как реализуется Федеральный государственный стандарт начального общего образования. И мы уже с вами отлично знаем новые типы уроков и их структуру, интенсивно внедряем ИКТ, умеем работать дистанционно, и еще многое и многое мы умеем делать, но…к сожалению, зачастую это не повышает качество обученности нашей детей, они не становятся умнее, более воспитанными, трудолюбивее. И возникает вопрос: почему? Почему я ухожу с урока с мокрой спиной и охрипшим голосом, а эффекта как не было, так и нет.

    Я долго думала над этим вопросом, пока не пришла к выводу: современная школа давно нуждается в изменении форм преподавания. То есть мы всё чаще должны уходить от классно-урочной системы и всё более погружаться в решение той или иной проблемной ситуации. Это далеко не новая практика для школы. И мы все знаем учебно-воспитательную модель «погружения» М. Щетинина. А впервые эта идея, как методика, была высказана Д.И. Писаревым (Россия, 1840-1868), как способ познания. Разработанная Щетининым система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. Сам Михаил Петрович о принятии педагогами Русской школы говорит так: «Мы пока военный корабль, в который стреляют...».

    В муниципальных школах до «погружения» нам очень и очень далеко. Но я твердо уверена, что школа будущего откажется от классно-урочной системы, педагоги передадут свои полномочия обучающимся и станут для них добрыми наставниками. А что же делать нам здесь и сейчас?

    Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И здесь на помощь учителю приходят проектные задачи. Что же это такое?

    Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и данных, требуемых для их выполнения.

    Внедрение проектных задач формирует у ребенка способности к:

    • рефлексии (умение видеть проблему, анализировать получилось - не получилось и почему);

    • целеполаганию (ставить и удерживать цель);

    • планированию своей деятельности;

    • моделированию;

    • проявлению инициативы;

    • коммуникации (умение договориться, высказаться, аргументировать свою точку зрения);

    • творчеству.

    Таким образом, проектные задачи решают проблему формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий, а также достижения предметных и личностных результатов.

    Обучающимся предлагается проблемная ситуация, в ходе которой дети должны решить несколько задач. Проблемная ситуация должна быть близка и интересна детям. Задачи ребята вычленяют сами. Хорошо, если путей решения этих задач будет несколько. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решить задачу - значит создать какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

    Давайте посмотрим на темы проектных задач:

     Помоги сказочному герою.

     Один дома.

     Собираемся на День рождения.

     Делаем ремонт.

     Идём в поход.

     Поход в кино (музей, театр).

     Помоги иностранцу.

     Строим детскую площадку и т.д.

    Результатов решения проектной задачи будут всегда два:

    - во-первых, это может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков;

    -во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение

    самого ребенка (группы детей).

    Проектная задача отличается большим объёмом. Поэтому её решение занимает достаточно много времени. Если это предметная проектная задача, то она может занять 1-2 урока, а если межпредметная, то 3-4. Это необходимо учитывать и планировать заранее в своей рабочей программе. Где взять часы на проведение таких уроков-«погружений»? Это могут быть резервные часы или часы, взятые с внеурочной деятельности.

    Попробуем разработать проектную задачу для 4 класса. А тему вы попробуете назвать сами.

    Мультфильм (Овечки Холли и Долли):
    https://www.youtube.com/watch?v=z4-6EoRkwHM&t=30s

    Далее мы обязательно зададим вопрос: почему я показала вам этот мультфильм? Назовите тему проектной задачи?

    Возьмите листочек и опишите проблемную ситуацию, которая может сложиться. Проверка ситуаций.

    Можно предложить ребятам вариант, когда каждая группа – это отдельная семья. РемонтБанк одобрил кредит вашей семье. Дети могут выбрать маму, папу, детей, бабушку и дедушку. Из взрослых главный, решающий голос принадлежит дедушке и папе.

    Продолжаем работать. Разработайте 4-5 задачи. Они должны быть межпредметными. Проверка

    Мой вариант:
    Расчитать проект ремонта и обстановки (стандарт или улучшенный вариант).

    Приобрести выбранные товары в магазинах.

    Подпиши знаки по технике безопасности при ремонте.

    Сделай ремонт, расставь мебель.

    Составь краткий отчет (3-4 предложения) для РемонтБанка о проделанной работе.

    Поощрение. На оставшиеся деньги можно устроить небольшой праздник. Выбери товары для праздника (Помни о сроке годности, исходи из оставшейся суммы).

    О чем еще необходимо помнить при решении проектных задач? Учащиеся начальной школы – это дети. Для них очень важна внешняя составляющая мероприятия. Если мы говорим о покупке товаров, то мы обязательно должны использовать деньги. Это могут быть сувенирные деньги. Если говорим о магазине, то должен быть продавец, который не только продаст выбранный товар, но и заполнит кассовый чек. Продукты, товары – могут быть напечатаны не на цветном принтере, но они должны быть обязательно. Заранее необходимо продумать о расстановке мебели в классе, реквизите, дидактических материалах. Хорошо для самооценивания и рефлексии на каждом этапе иметь разработанный маршрутный лист группы.

    В конце мероприятия обязательно должны пройти презентация работы, самооценивание и
    рефлексия. Это могут быть листы взаимооценивания групп, опросник и т.п.
    Закончить свое выступление я хочу небольшим сравнением. Всем известна картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». Содержание картины понятно. Раскольницу Морозову, человека необыкновенно большой духовной силы, отправляют в ссылку. Она закована в кандалы, провожать одного из лидеров раскола вышла масса народа: купцы, ремесленники, стрельцы, монахи, нищие и юродивые, которые находили покровительство в доме Морозовой.

    Самопожертвование ради убеждений в трудные для России дни – вот о чем эта картина. Боярыня Морозова, зовущая за собой людей, напоминает мне современную школу. А вокруг собрались сочувствующие (они справа) и надсмехающиеся (они слева).

    В своей школе мы проводим День без портфеля. В этот день дети приходят в школу без портфеля и не на уроки, а для решения проектных задач. На подготовку такого мероприятия уходит много времени, сил и средств. Но мы точно знаем, что это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать универсальные учебные действия, и, в конечном результате, – повышать качество обученности ребенка.

    Задача современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений и навыков, но и с прояв-лением этих знаний, умений и навыков в новой нестандартной ситуации. Таким образом, введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для достижения новых образовательных результатов. Иначе мы так и останемся той Морозовой, зовущей в никуда. Поэтому мне хочется видеть в современной школе не боярыню Морозову, а смелого Данко, зовущего вперёд, умеющего зажечь окружающих его людей, готового умереть за них. И я верю, что все, кто сегодня работает в школе, – это те самые Данко.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Студопедия. Школа Щетинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

    https://studopedia.ru/13_47889_tema-shkola-shchetinina.html

    Ярмарка Мастеров. История одной картины [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    https://www.livemaster.ru/topic/617281-istoriya-odnoj-kartiny-surikov-v-i-boyarynya-morozova

    Мультфильм (Овечки Холли и Долли) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

    https://www.youtube.com/watch?v=z4-6EoRkwHM&t=30s

    Категория: Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования | Добавил: Тата9225 (23.06.2019) | Автор: Беляевская Татьяна
    Просмотров: 198 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]