Вот и наступил 2019 год. Уже 10 лет как реализуется Федеральный государственный стандарт начального общего образования. И мы уже с вами отлично знаем новые типы уроков и их структуру, интенсивно внедряем ИКТ, умеем работать дистанционно, и еще многое и многое мы умеем делать, но…к сожалению, зачастую это не повышает качество обученности нашей детей, они не становятся умнее, более воспитанными, трудолюбивее. И возникает вопрос: почему? Почему я ухожу с урока с мокрой спиной и охрипшим голосом, а эффекта как не было, так и нет.
Я долго думала над этим вопросом, пока не пришла к выводу: современная школа давно нуждается в изменении форм преподавания. То есть мы всё чаще должны уходить от классно-урочной системы и всё более погружаться в решение той или иной проблемной ситуации. Это далеко не новая практика для школы. И мы все знаем учебно-воспитательную модель «погружения» М. Щетинина. А впервые эта идея, как методика, была высказана Д.И. Писаревым (Россия, 1840-1868), как способ познания. Разработанная Щетининым система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. Сам Михаил Петрович о принятии педагогами Русской школы говорит так: «Мы пока военный корабль, в который стреляют...».
В муниципальных школах до «погружения» нам очень и очень далеко. Но я твердо уверена, что школа будущего откажется от классно-урочной системы, педагоги передадут свои полномочия обучающимся и станут для них добрыми наставниками. А что же делать нам здесь и сейчас?
Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И здесь на помощь учителю приходят проектные задачи. Что же это такое?
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Внедрение проектных задач формирует у ребенка способности к:
• рефлексии (умение видеть проблему, анализировать получилось - не получилось и почему);
• целеполаганию (ставить и удерживать цель);
• планированию своей деятельности;
• моделированию;
• проявлению инициативы;
• коммуникации (умение договориться, высказаться, аргументировать свою точку зрения);
• творчеству.
Таким образом, проектные задачи решают проблему формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий, а также достижения предметных и личностных результатов.
Обучающимся предлагается проблемная ситуация, в ходе которой дети должны решить несколько задач. Проблемная ситуация должна быть близка и интересна детям. Задачи ребята вычленяют сами. Хорошо, если путей решения этих задач будет несколько. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решить задачу - значит создать какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Давайте посмотрим на темы проектных задач:
Помоги сказочному герою.
Один дома.
Собираемся на День рождения.
Делаем ремонт.
Идём в поход.
Поход в кино (музей, театр).
Помоги иностранцу.
Строим детскую площадку и т.д.
Результатов решения проектной задачи будут всегда два:
- во-первых, это может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков;
-во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение
самого ребенка (группы детей).
Проектная задача отличается большим объёмом. Поэтому её решение занимает достаточно много времени. Если это предметная проектная задача, то она может занять 1-2 урока, а если межпредметная, то 3-4. Это необходимо учитывать и планировать заранее в своей рабочей программе. Где взять часы на проведение таких уроков-«погружений»? Это могут быть резервные часы или часы, взятые с внеурочной деятельности.
Попробуем разработать проектную задачу для 4 класса. А тему вы попробуете назвать сами.
Мультфильм (Овечки Холли и Долли):
https://www.youtube.com/watch?v=z4-6EoRkwHM&t=30s
Далее мы обязательно зададим вопрос: почему я показала вам этот мультфильм? Назовите тему проектной задачи?
Возьмите листочек и опишите проблемную ситуацию, которая может сложиться. Проверка ситуаций.
Можно предложить ребятам вариант, когда каждая группа – это отдельная семья. РемонтБанк одобрил кредит вашей семье. Дети могут выбрать маму, папу, детей, бабушку и дедушку. Из взрослых главный, решающий голос принадлежит дедушке и папе.
Продолжаем работать. Разработайте 4-5 задачи. Они должны быть межпредметными. Проверка
Мой вариант:
Расчитать проект ремонта и обстановки (стандарт или улучшенный вариант).
Приобрести выбранные товары в магазинах.
Подпиши знаки по технике безопасности при ремонте.
Сделай ремонт, расставь мебель.
Составь краткий отчет (3-4 предложения) для РемонтБанка о проделанной работе.
Поощрение. На оставшиеся деньги можно устроить небольшой праздник. Выбери товары для праздника (Помни о сроке годности, исходи из оставшейся суммы).
О чем еще необходимо помнить при решении проектных задач? Учащиеся начальной школы – это дети. Для них очень важна внешняя составляющая мероприятия. Если мы говорим о покупке товаров, то мы обязательно должны использовать деньги. Это могут быть сувенирные деньги. Если говорим о магазине, то должен быть продавец, который не только продаст выбранный товар, но и заполнит кассовый чек. Продукты, товары – могут быть напечатаны не на цветном принтере, но они должны быть обязательно. Заранее необходимо продумать о расстановке мебели в классе, реквизите, дидактических материалах. Хорошо для самооценивания и рефлексии на каждом этапе иметь разработанный маршрутный лист группы.
В конце мероприятия обязательно должны пройти презентация работы, самооценивание и
рефлексия. Это могут быть листы взаимооценивания групп, опросник и т.п.
Закончить свое выступление я хочу небольшим сравнением. Всем известна картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». Содержание картины понятно. Раскольницу Морозову, человека необыкновенно большой духовной силы, отправляют в ссылку. Она закована в кандалы, провожать одного из лидеров раскола вышла масса народа: купцы, ремесленники, стрельцы, монахи, нищие и юродивые, которые находили покровительство в доме Морозовой.
Самопожертвование ради убеждений в трудные для России дни – вот о чем эта картина. Боярыня Морозова, зовущая за собой людей, напоминает мне современную школу. А вокруг собрались сочувствующие (они справа) и надсмехающиеся (они слева).
В своей школе мы проводим День без портфеля. В этот день дети приходят в школу без портфеля и не на уроки, а для решения проектных задач. На подготовку такого мероприятия уходит много времени, сил и средств. Но мы точно знаем, что это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать универсальные учебные действия, и, в конечном результате, – повышать качество обученности ребенка.
Задача современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений и навыков, но и с прояв-лением этих знаний, умений и навыков в новой нестандартной ситуации. Таким образом, введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для достижения новых образовательных результатов. Иначе мы так и останемся той Морозовой, зовущей в никуда. Поэтому мне хочется видеть в современной школе не боярыню Морозову, а смелого Данко, зовущего вперёд, умеющего зажечь окружающих его людей, готового умереть за них. И я верю, что все, кто сегодня работает в школе, – это те самые Данко.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Студопедия. Школа Щетинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://studopedia.ru/13_47889_tema-shkola-shchetinina.html
Ярмарка Мастеров. История одной картины [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.livemaster.ru/topic/617281-istoriya-odnoj-kartiny-surikov-v-i-boyarynya-morozova
Мультфильм (Овечки Холли и Долли) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=z4-6EoRkwHM&t=30s |