Изучение русского языка с введением ФГОС предполагает, прежде всего, развитие самостоятельности, умение трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности. Именно интерактивные упражнения, которые скорее направлены на изучение нового, широко используются педагогами. Учитывая основную цель обучения русскому языку – формирование коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, возрастает потребность в использовании различных интерактивных подходов, которыми современная педагогика располагает. Именно поэтому проект считается актуальным.
Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Применение интерактивных технологий на уроках, в частности, интерактивных заданий и упражнений позволяет:
- индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
- организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
- компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
- усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
- активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание или упражнение всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.
В настоящее время существует множество видов интерактивных упражнений, но каждый из них содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому каждое интерактивное упражнение — это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это упражнение должно быть практическим и полезным для учащихся; связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служить целям обучения.
С помощью огромного количества интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания следующего характера:
- соотнесение понятий и определений;
- вставка пропущенной буквы или слова;
- кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки;
- поиск слова;
- викторины с одним и множеством правильных ответов;
- интерактивные игры;
- построение ленты времени и др.
Основная идея проекта заключается в создании эффективной образовательной среды, которая отвечала бы тенденциям развития современного общества и одновременно подготовила бы детей к государственной итоговой аттестации.
- проекта: повышение эффективности образовательного процесса через применение интерактивных упражнений.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
- выявить роль интерактивных упражнений в формировании коммуникативной компетентности обучающихся 8 – 9 классов;
- проанализировать УМК в контексте интерактивных упражнений;
- сформировать и апробировать собственную систему интерактивных упражнений.
Ожидаемые результаты проекта
Овладение учителями школы новыми педагогическими технологиями, наличие методических материалов и разработок по интерактивным упражнениям.
Создание развивающей образовательной среды, которая повлечет повышение качества знаний учащихся.
Ожидаемые эффекты проекта
Повышение интереса учащихся к изучению русского языка.
Повышение качества знания учащихся при государственной итоговой аттестации;
Совершенствование системы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми на основе использования возможностей интерактивных технологий.
Результаты
В 2018-2019 учебном году все обучающиеся 9 класс успешно прошли государственную итоговую аттестацию по русскому языку, процент соответствия годовых и экзаменационных оценок составляет более 70%.
Интерактивное упражнение - Тесты по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой "Русский язык 8 класс"- Синтаксис.Пунктуация. Культура речи
Адрес в интернете https://learningapps.org/display?v=p5kpzoygn19
Интерактивное упражнение - Тесты по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой "Русский язык 8 класс" – Основные единицы синтаксиса
Адрес в интернете https://learningapps.org/display?v=puagwk2ut18
Интерактивное упражнение Подготовка к ОГЭ.
Адрес в интернете https://learningapps.org/4613320
Интерактивное упражнение для работы с одаренными детьми «Ребус»- 5 класс
Адрес в интернете https://learningapps.org/763143
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/Slet_Sochi/ivanova_marija_aleksandrovna-uchitel_russkogo_jazy.docx |