Актуальность.
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшей двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки... Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее. «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу»
( В.Келлер)
Цель.
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.
Задачи:
- Воспитывать интерес к звучащему миру
- Развивать наблюдательность
- Развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
Проблема:
«Что такое звуки?»
«Как они получились?»
«Почему их так много, целое море?»
Гипотеза.
Дрожит, значит звучит…
Основные направления.
1. Познание.
Цель: создать условия для пробуждения в детях потребности познать принципы образования и улавливания разнообразных звуков.
2. Художественное творчество.
Цель: способствовать проявлению творческой активности детей, активизируя интерес к изготовлению музыкальных инструментов; помочь детям ощутить радость творчества.
3. Музыка.
Цель: развивать навыки творческого музицировали, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве
Сроки проведения проекта - средне срочный ( 2 месяца)
Участники проекта - дети младшего и среднего возраста, воспитатель и родители.
Подготовительный этап.
Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задачи.
Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, подбор музыкального репертуара, материального оснащения), составление плана реализации проекта.
Основной этап.
Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта:
1. Исследовательская деятельность детей «Звуки вокруг нас»
(шумы, деревянные, стеклянные, пластмассовые, шуршащие звуки).
2. Дидактическая игра «Что звучит?», «Музыка или шум?».
3. Свойства шумов (работа с карточками).
СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми:
Общение «Звуки вокруг нас»
Творческое музицирование: слушаем и воображаем.
Исследовательская деятельность детей.
Дидактическая игра «Что звучит?»
Цель: определение предмета по издаваемому звуку.
Ход игры: В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).
Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.
Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Общение «Свойства шумов»
Общение «Что такое звуки?»
Домашнее задание: изготовление музыкальных инструментов совместно с родителями дома.
Заключительный этап.
Презентация проекта , выступление на праздниках и досугах в ДОУ .
Вывод:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.
РЕЗУЛЬТАТ
В результате выполнения проекта у детей произошло:
- развитие познавательных способностей,
- развитие творческого мышления,
- развитие коммуникативных навыков,
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно. |