Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
Формы работы с детьми по ознакомлению
с русской народной культурой:
1. Беседы;
2. НОД (непрерывная образовательная деятельность);
3. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
6. Экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей, детскую библиотеку;
7. Дидактические игры;
8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
9. Устное народное творчество: считалки, заклички, прибаутки, небылицы, потешки, стихи, русские народные песен;
10. Народные игры, в том числе хороводные;
11. Участие в конкурсах рисунков и поделок.
Остановимся поближе на некоторых из них.
Непрерывная образовательная деятельность.
Это может быть как целая НОД, так и часть ее, где дети слушают и рассказывают пословицы, поговорки, загадки, считалки, сказки, былины; рисуют по мотивам декоративно - прикладного искусства; поют русские народные песни и танцуют русские танцы, знакомятся с русскими музыкальными инструментами; играют в русские народные игры.
Одной из форм работы с дошкольниками являются малые фольклорные формы – пословицы, поговорки, загадки, считалки, сказки.
Малые фольклорные формы могут использоваться во всех видах детской деятельности. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа. Педагоги детского сада организуют беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку – значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными.
Театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.
Особое место в процессе приобщения к народной культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. С детьми старшего дошкольного возраста, кроме прочтение сказок, активно используется театрализованная деятельность. Здесь можно использовать все виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный, на фланелеграфе и тд., а также такой вид деятельности, как показ сказки старшими дошкольниками для малышей.
Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.
Например, у нас проходила выставка дымковской игрушки.
Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы.
Следующим этапом можно провести рисование по мотивам выставки.
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
Это могут быть посещения музеев, галерей, выставочных центров и тд. Где дети знакомятся с декоративно-прикладным и изобразительным искусством.
Народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
Например, на выставке картин Культурно - выставочного центра «Радуга» дети познакомились с картинами русских художников, на которых изображены быт, традиции, обряды и национальная одежда русского народа.
Русские народные песни и танцы.
В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, «Жаворонки» и т.д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Какие же народные праздники можно провести в детском саду.
13 сентября «Осенины». По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир.
Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось «вытереть» с помощью двух дощечек «новый» огонь и с этим чистым огнем начинать посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. А 14 сентября — начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.
Визитной карточкой данного праздника стала красочная афиша-объявление в приемной группы. Эту афишу мы готовили вместе с детьми. Также к празднику был написан сценарий, разучены стихи, подготовлены игры, приглашены родители и тд. Праздник прошел в веселой, дружественной обстановке.
Масленица - проводы зимы.
Празднование масленицы - это уже традиция нашего детского сада.
Масленица один из самых весёлых праздников на Руси. Празднование Масленицы считалось для всех русских людей обязательным. В городах, деревнях, сёлах проходили гулянья, шествия ряженых. Повсюду звучало множество песен, приговоров. Масленица – праздник радости и веселья. Прошёл такой праздник и у нас в детском саду. Мы с ребятами пели, плясали, хороводы водили, в весёлые игры играли, с Зимушкой прощались, да Весну-Красну в гости зазывали.
Самым любимым и главным блюдом в дни Масленица всегда были блины. Масленица начиналась и заканчивалась блинами. Вот и наш праздник закончился дружным поеданием блинов. Дети вдоволь наелись вкусных, румяных блинов.
Один из традиционных народных праздников, с которыми можно и нужно познакомить детей, - День Святой Троицы, отмечаемый в воскресенье, по прошествии пятидесяти дней от Пасхи. Берёзки, праздничные народные костюмы, весёлые песенки, частушки и потешки становятся непременными символами этого торжества. Проведение специальных мероприятий с детьми на Троицу дополняют представления детей о народных традициях, обрядах наших предков и развивают интерес к культуре и истории нашей Родины, через песни, танцы, малые фольклорные формы. Мы проводили данный праздник совместно с малышами.
День Святителя Николая Чудотворца в детском саду.
19 декабря в музыкальном зале детского сада №2 состоялся праздник День Святителя Николая Чудотворца организованный совместно с Местной православной организацией Приход Свято-Троицкого храма.
Педагоги и воспитанники воскресной школы рассказали дошкольникам об истории праздника, поиграли с ними в хороводные игры, загадывали загадки. Конечно же не обошлось и без подарков…В конце праздника состоялась церемония награждения победителей и участников муниципального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» в котором, воспитанники нашего детского сада приняли активное участие. Детям были вручены грамоты, дипломы, раскраски и книжки.
На празднике присутствовали представители СТВ г. Балаково, репортаж о празднике был показан в программе Масштаб 1:1 и на канале СТВ Балаково.
Русские народные подвижные игры и забавы.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру.
В русские народные игры играем,
Сами играем и малышей приучаем.
Участие в конкурсах рисунков и поделок.
Тематика этих конкурсов связана с русскими народными праздниками и традициями. Это такие конкурсы, как: «Пасхальная радость», «Серебро рождества», «Здравствуй Масленица», «Красота Божьего мира», «Святые заступники Руси», «Пасха в Покровске» и тд.
Дети рисовали рисунки, делали поделки по мотивам русских праздников, сказок, былин и еще раз погружались в их особенности и культуру.
Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика по показателям проводимого мониторинга.
Воспитанники детского сада:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки и др.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. |