Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 27.04.2024, 04:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [0]
Дошкольное образование – доступность и качество [12]
Дополнительное образование – время перемен [1]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи [5]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [7]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2018 » Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи

    Одарённый ребёнок: выявление, поддержка и воспитание

    Проблема выявления и поддержки одарённых детей, заключается в том, что наша система образования не адаптирована на таких детей. Возможно, для них необходимо создавать учреждения дополнительного образования, чтобы они могли обучаться с обычными детьми и, одновременно, получать дополнительные знания. Особенно сложно это осуществлять в сельской местности, где не настолько широко развита сеть учреждений дополнительного образования, как в городах.  Это подводит к выводу о том, система дополнительного образования в России несовершенна и нужно над этим работать.  Выявить одаренных детей не сложно, сложно найти то заведение, в котором он бы мог совершенствовать и развивать свои способности!

    Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. При помощи одноразовой процедуры тестирования выявить одарённость невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования  (в условиях общеобразовательной школы). 

    Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека.     Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

    С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). 

    При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом используются разнообразные методы:

    • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
    • специальные психодиагностические тренинги;
    • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
    • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
    • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
    • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
    • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

    Для поддержки одарённых детей учителя нашей школы применяют различные технологии. Часто в своей работе они применяют проектные технологии. В проектной деятельности ученик осознаёт свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. Для чего нужен метод проектов? Он позволяет:

    • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. 
    • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
    • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
    • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

    Одновременно с выявлением и поддержкой талантливых детей должно проводиться  их сопровождение в течение всего периода становления личности.

    В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. 

    Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

    • создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
    • психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
    • создание системы стимулирования и поощрения учащихся: отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
    • организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;
    • активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
    • ведение Портфолио (для фиксирования достижений учащихся).

    В нашей школе постоянно ведется работа  по выявлению и поддержке одаренных детей. Работая  в школе,видишь,что некоторые дети резко выделяются нестандартностью мышления, особенностью поведения,яркостью внутреннего мира. Важно не пропустить  момент проявления их индивидуальности.

    Я в своей работе всегда пытаюсь определить степень заинтересованности учащихся в изучении моего предмета.Систематически готовимся к муниципальным олимпиадам ,интернет-олимпиадам и конкурсам. На каждого  учащегося составляю индивидуальный план подготовки

    И результатом являются призовые места.

    Но главное в развитии  способностей таких детей –это не интеллект ,а внутренний мотив,движущий человеком. Очень часто такие дети добиваются высоких результатов.Я убедилась в этом при работе над проектами учащихся  8-9 классов.Среди моих учеников есть действительно талантливые и целеустремленные дети.А задача учителя их поддерживать и поэтому оценка ребёнка,  как одарённого, не должна являться самоцелью. Иными словами, проблема выявления одарённых детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в школах с тем ,чтобы выявить как можно больше учащихся с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.  

    Категория: Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи | Добавил: rrr0901 (15.06.2018)
    Просмотров: 519 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
    Всего комментариев: 2
    2 Nina2511  
    Совершенно согласна с тем, что, по большому счёту, одарённые дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. И, безусловно, не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Поэтому очень важно помочь одарённому ребёнку реализовать свой потенциал исходя из его же интересов.

    1 ewdokimowa  
    Я согласна с автором статьи, что процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке, надо использовать разнообразные варианты работы с одарёнными детьми. Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]