Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 18:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [0]
Дошкольное образование – доступность и качество [12]
Дополнительное образование – время перемен [1]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи [5]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [7]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2018 » Ступени роста молодого педагога

    Развитие умения формировать проблему у младших школьников через применение стратегии «ИДЕАЛ»

    «Идеал – это путеводная звезда. Без неё нет твердого направления, нет направления – нет жизни»

    Л.Н.Толстой

     

    Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL).

    «ИДЕАЛ» - прием, направленный на развитие умения формировать проблему. Каждая буква этого слова – шаг, который нужно сделать, чтобы выйти из трудной ситуации.

    Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»:

    - Интересно, в чем проблема?

    - Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

    - Есть ли какие-либо хорошие решения?

    - А теперь сделаем выбор!

    - Любопытно, как это осуществить на практике?

    Обязательные условия при использовании стратегии ИДЕАЛ:

    - доброжелательность;

    - некритичность;

    - соблюдение регламента высказывания идей;

    - принятие и запись всех идей;

    - высказывание своего мнения каждым.

    Ниже представлено описание этой стратегии.

    Интересно, в чем проблема?

    Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.

    Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

    После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

    Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

    В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».

    А теперь сделаем выбор!

    Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

    Любопытно, как это осуществить на практике?

    Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».

    Этот метод используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем. Ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.

    Рассмотрим примеры использования стратегии «ИДЕАЛ»

    Работа с текстом «Притча о ложках».

    Алгоритм решения проблем стратегией «ИДЕАЛ»

    • Знакомство с текстом, где отображена проблема.
    • Формулирование проблемы.
    • Выдвижение гипотез.
    • Нахождение информации из текста и опора на знания по проблеме из собственного опыта.
    • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
    • Формулировка способов решения проблемы, определения наиболее оптимальных.
    • Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

    Работа по картине В.М.Васецова «Витязь на распутье» с применением стратегии «ИДЕАЛ»

    В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной.

    Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах, норов коней всегда копирует повадки седоков.

    Уменьшено пространство позади богатыря.

    Не важно, откуда пришел путник.

    Увеличено пространство за камнем.

    Больше примет грядущей опасности.

    Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, а во втором – надвигающиеся тучи.

    Еще одно примета поджидающей опасности.

    Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на череп.

    Красный цвет крови и агрессии.

    Камень стал более старым, а на нем появился мох.

    По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных варианта.

    Вывод по проблеме:

    Внеся ряд поправок в картине «Витязь на распутье» В.М.Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает больше эмоций у зрителя.

    Стратегия «ИДЕАЛ» позволяет формировать:

    - умение определять проблему;

    - умение находить и формулировать пути решения проблемы;

    - умение выбирать сильное решение.

    Категория: Ступени роста молодого педагога | Добавил: rrr0901 (18.06.2018)
    Просмотров: 348 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.2/5
    Всего комментариев: 3
    3 ilyushovata  
    Анна Олеговна, добрый день! Материал интересный, обязательно воспользуюсь данной методикой. Подходит практически к любому предмету начальной школы.

    2 Natali7  
    Анна Олеговна! Введение новых приёмов в учебную деятельность несомненно способствует поднятию интереса школьников к учёбе. Радует то, что вы используете такие приёмы и инновационные методики в своей работе с детьми! Ваша публикация очень заинтересовала меня и я считаю, что стратегию «ИДЕАЛ» можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Желаю вам успехов в работе и удачи во всех ваших начинаниях!

    1 1406  
    Спасибо, интересная статья. Важно в наше время научить детей решать проблему, а используя стратегию "ИДЕАЛ" думаю будет проще это сделать.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]