Развитие умения формировать проблему у младших школьников через применение стратегии «ИДЕАЛ»
«Идеал – это путеводная звезда. Без неё нет твердого направления, нет направления – нет жизни»
Л.Н.Толстой
Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL).
«ИДЕАЛ» - прием, направленный на развитие умения формировать проблему. Каждая буква этого слова – шаг, который нужно сделать, чтобы выйти из трудной ситуации.
Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»:
- Интересно, в чем проблема?
- Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
- Есть ли какие-либо хорошие решения?
- А теперь сделаем выбор!
- Любопытно, как это осуществить на практике?
Обязательные условия при использовании стратегии ИДЕАЛ:
- доброжелательность;
- некритичность;
- соблюдение регламента высказывания идей;
- принятие и запись всех идей;
- высказывание своего мнения каждым.
Ниже представлено описание этой стратегии.
Интересно, в чем проблема?
Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».
А теперь сделаем выбор!
Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
Любопытно, как это осуществить на практике?
Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».
Этот метод используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем. Ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.
Рассмотрим примеры использования стратегии «ИДЕАЛ»
Работа с текстом «Притча о ложках».
Алгоритм решения проблем стратегией «ИДЕАЛ»
Знакомство с текстом, где отображена проблема.
Формулирование проблемы.
Выдвижение гипотез.
Нахождение информации из текста и опора на знания по проблеме из собственного опыта.
Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
Формулировка способов решения проблемы, определения наиболее оптимальных.
Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.
Работа по картине В.М.Васецова «Витязь на распутье» с применением стратегии «ИДЕАЛ»
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной.
Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах, норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря.
Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем.
Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, а во втором – надвигающиеся тучи.
Еще одно примета поджидающей опасности.
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на череп.
Красный цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, а на нем появился мох.
По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных варианта.
Вывод по проблеме:
Внеся ряд поправок в картине «Витязь на распутье» В.М.Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает больше эмоций у зрителя.
Стратегия «ИДЕАЛ» позволяет формировать:
- умение определять проблему;
- умение находить и формулировать пути решения проблемы;
Анна Олеговна! Введение новых приёмов в учебную деятельность несомненно способствует поднятию интереса школьников к учёбе. Радует то, что вы используете такие приёмы и инновационные методики в своей работе с детьми! Ваша публикация очень заинтересовала меня и я считаю, что стратегию «ИДЕАЛ» можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Желаю вам успехов в работе и удачи во всех ваших начинаниях!