Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Здоровье – это самое ценное,
что есть у человека.
Н. А. Семашко
Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можно решить проблемы сохранения здоровья детей при организации образовательного процесса.
Задачи:
Определить роль учителя в сохранении здоровья школьников.
Создать условия для демонстрации технологий способствующих сохранению здоровья школьников
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте! Зовут меня Ольга Александровна, я учитель русского языка и литературы. Что означает слово «Здравствуйте»? (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку).
-Мой доклад пройдет под девизом «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
II. Представление опыта работы
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от его образа жизни, который он ведёт. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счёте зависит результат влияния школы на здоровье учащихся, поэтому я выбрала тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. (слайд 2)
Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям! Сергей Островой.
Нужно дарить людям добро, ведь его так много в нас и вокруг нас. Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь. Нужно радоваться жизни, а радоваться жизни может только здоровый человек.
III. Постановка цели мастер – класса (слайд 2)
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
Оздоровительные моменты на уроке: (слайд 3)
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
Хочу поделиться своими небольшими наработками по данной теме.
Большое значение имеет организация урока. В начале урока для положительного эмоционального настроя, эмоционального заряда использовала стихотворение, так называемое «Аквариум настроения» под музыку «Веселый урок Радионяни»:
Здравствуй, мой любимый класс!
Я так рада видеть вас.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
А сейчас громко скажите "И" три раза.
Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).
Затем проведена медитация с пожеланием успеха на уроке (Медитация (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций).
Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе".
С применением такого начала урока учащиеся входят в класс с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.
Минута релаксации. Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». На экране – осенние пейзажи. (слайд 4)
Какое впечатление произвела на вас музыка, пейзажи золотой осени? Почему для здоровья человека так важно общение с природой?
Подобные уроки позволят учащимся закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни.
Чтобы предупредить усталость и утомление, решить проблему гиподинамии применяю физминутки и зарядки для глаз. (слайд 5)
Думаю, что задача учителя заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки литературы представляют широкие возможности для достижения этой цели. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение стараюсь сопровождать иллюстрациями великих художников, музыкальными произведениями композиторов – классиков, таким образом, стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу. Опираясь на методику В.Ф. Базарного (слайд 6), развешиваю иллюстрации в разные углы кабинета, это повышает активность работы детей, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.
Вывод
Изложенная работа показывает, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках русского языка и литературы ведёт к улучшению психологического климата, позволяет снизить утомляемость обучающихся, повысить работоспособность, а также способствует сохранению и укреплению здоровья.
Мне хочется пожелать, чтобы вы все были здоровыми, всегда светило над вами солнце и согревало вас своими лучами доброты. (слайд 7)
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. – Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Представленная работа полезна для всех учителей. Данный вопрос постоянно рассматривается на заседании ШМО учителей начальных классов у нас в школе. Удачи вам. Спасибо!