Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 14:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [0]
Дошкольное образование – доступность и качество [12]
Дополнительное образование – время перемен [1]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи [5]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [7]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 17
    Гостей: 16
    Пользователей: 1
    rrr0901

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2018 » Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов

    «Дорогой познания» -индивидуальная работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

    Актуальность темы

    Сегодня в образовании есть одна важная проблема - это развитие новых подходов в образовании к детям с особыми потребностями. Таким подходом можно считать развитие инклюзивной модели образования. Она обеспечивает возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Термин «Инклюзивное образование» в нормативной базе РФ впервые появился в 2012 году и имеет непосредственное отношение к обучению с ограниченными возможностями здоровья. В законе «Об образовании в РФ» введено следующее определение: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных потребностей». Несмотря на то, что это понятие недавно появилось, инклюзивное образование прочно вошло в нашу жизнь.

    Так что же все такое инклюзивное образование? «Инклюзия» в переводе с английского – включенность. Инклюзивное образование обеспечивает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность. Не просто ребенок пришел в группу, а меняется организация пространства учреждения, учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка в социум.

    Инклюзивное образование предполагает обеспечение коррекций нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им помощи в освоении программ детского сада. Ведь одной из задач ФГОС в дошкольном образовании как раз является необходимость обеспечения равных возможностей детей для полноценного развития не зависимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

    Данный вид обучения делает возможным оказания необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи гораздо большему количеству детей. Так же позволяет обеспечить поддержкой в виде консультации, подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

    Цель инклюзивного образования в достижении всеми детьми определенного общественного статуса. Утверждения своей социальной значимости. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями позволяет почувствовать себя уверенными, так же придает уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Существует 8 принципов инклюзивного образования:

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    • Все люди нуждаются друг в друге;
    • Подлинное образование может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;
    • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    • Разнообразие усиливает все стороны человека.

    В 2016 году в наш детский сад поступил ребенок с диагнозом ранний детский аутизм. Ребенок посещает старшую группу. С ним постоянно находится педагог.

    Когда данный ребенок поступил к нам детский сад у нас не было опыта работа с такими детьми. Мы сами изучали всю имеющуюся литературу по данной теме, через интернет ресурсы находили нужную информацию, касающуюся работы с детьми РДА. Посещали обучающиеся семинары, вебинары. Но как говорится: «Теория – это хорошо, а практика - лучше».

    Свою работу мы начали с наблюдения за поведением ребенка в его свободной деятельности. Проводили беседы с мамой: о режиме ребенка, любимых играх, эмоциональном состоянии. Во время беседы мы выявили какие трудности у мамы возникают в воспитании. В ходе обследования заполнялась диагностическая карта на ребенка (Н.В. Верещагина «особый ребенок в детском саду»).

    На основании всего этого была разработана коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья. Программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса, направлена создание в детском саду специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей.

    Цель программы оказание комплексной коррекционно -психолого - педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения, социальной адаптации и формирования предпосылок к учебной деятельности.

    Задачи:

    • Преодоление негативизма при общении и установлении контакта;
    • Развитие познавательных навыков;
    • Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
    • Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
    • Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
    •  

    Данная программа осуществляет образовательный процесс в двух организационных моделях:

    • Совместная деятельность педагога и ребенка.
    • Максимально возможная самостоятельная деятельность.

    Программа разработана в двух направлениях :

    • Психодиагностическое;
    • Коррекционно-развивающее.

    Психодиагностика-это психологическое исследование, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций. Диагностика имеет несколько видов исследования: беседу, тестирование, наблюдение, организованные игры.

    Коррекционно-развивающее направление – это комплекс мер, воздействующих на личность и коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционная работа проводится по нескольким направлениям.

    Первое направление: диагностика эмоционально-поведенчиских реакций, активности, внимания и памяти.

    Второе направление: установление эмоционального контакта.

    Третье направление: развитие восприятия и воображения.

    Четвертое направление: развитие внимания, памяти, личностно-мотивационной сферы.

    Пятое направление: консультативное.

    Диагностика проводится методом наблюдения за ребенком, за его поведением.

    Установление контакта занимает длительное время (одно из важных направление в работе).

    Так же не менее важным направлением в работе является побуждение к деятельности, неоднократное повторение игр.

    В работе опираюсь на методики:

    Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Кореккционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».

    Игры и упражнения с особым ребенком. Руководство для родителей. Перевод Н.Л. Колмагоровой.

    И.А. Пазухина Давай познакомимся! Треннинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.

    При установлении контакта с ребенком надо быть очень осторожным, такие дети очень гипречуствительны к окружающим раздражителям: резкий звук, свет и даже прямое обращение вызывает у них чувство дискомфорта. Поэтому мы соблюдаем такие правила:

    Не говорим громко,

    Не делаем резких движений,

    Не смотрим пристально в глаза

    Ведем себя не слишком активно и навязчиво.

    В противном случае ребенок может проявлять знаки протеста: кричать, закрывать глаза, убегать.

    Когда ребенок начал с удовольствием приходить на занятия, при встрече обнимать и даже целовать, мы поняли, что установили контакт с ним. И работа с ребенком продолжилась.

    В своей работе использую различные методы:

    • Метод изотерапии;
    • Метод работы с песком;
    • Метод музыкальной терапии.

    Метод изотерапии:

    Развивает художественно – эстетическое восприятие, воображение и сенсорику, развивает мелкую моторику.

    Ребенок очень любит рисовать как карандашами, так и красками. В основном рисует свои рисунки по воображению. При помощи рисования мы изучали цвета.

    Любит лепить из пластилина. Все детали лепит в точности и очень мелкие фигурки. Мы обратили внимание, что ребенок очень любит заниматься лепкой и поэтому предоставили ему данную возможность и поддерживали его в этом.

    Так же он любит заниматься аппликацией, вырезать различные фигурки из цветной бумаги и приклеивать их.

    Метод работы с песком:

    Стабилизирует эмоциональное состояние, уходит нервное напряжение и поднимается настроение. Ребенок любит рисовать в песке пальчиком, оставлять след от ладошки, играть с песком. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческие способности. Служат помощниками в развитии координации движений, мелкой моторики и глазомера. Способствуют у ребенка выработке уверенности в себе. Таким образом, игры с песком просты, интересны и всегда, во все времена нравятся детям.

    Метод музыкальной терапии:

    Наш музыкальный руководитель и педагог, который находится с ребенком, при помощи музыки помогают наладить коммуникацию. Метод музыкальной терапии помогает вербальному общению. Ребенок любить посещать данные занятия, слушать песни и пытаться подпевать. На таких занятиях развивается поддражение, двигательная активность и положительные эмоции.

    При помощи занятий с кубиками мы изучали геометрические фигуры и закрепляли понятие о цвете.

    Свои занятия мы строим от простого к сложному. Занятия строятся на повторении практических упражнений. При обучении ребенка используем наглядный материал: картинки, игрушки, кубики, предметы обихода. При чем на первых занятиях мы действовали за ребенка, управляя его руками.

    Чтобы на занятие создать и закрепить ситуацию успеха у ребенка обязательно хвалим ребенка, говорим «Молодец!» и гладим по руке.

    Хочу привести результаты проведенной работы:

    2015-2016г.г.

    2016-2107г.г.

    Усидчивость

    Отвлекался на окружающие предметы, бегал по кабинету, сидеть долго на занятии не мог.

    Может более долгое время находится на занятии у психолога. Присутствует на занятии в группе(до15мин).

    Память

    Не запоминал педагогов, терялся в пространстве.

    Охотно идет к педагогам, которые с ним работают. Самостоятельно находит кабинет психолога и свою группу.

    Речь

    Изредка издавал непотные звуки, в основном молчал.

    Понятнее выражается свои просьбы, повторяет слова за педагогом, более понятно проговаривает то, что делает.

    Результатом данной работы стало создание комфортной и развивающей среды. Обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствование достижения целей специального коррекционного образования. Обеспечило его качество, доступность и открытость для детей и их родителей.

    Формировало у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как уважение, толерантность, предоставило возможность для развития навыков и талантов, возможность взаимопомощи. Происходит рост педагогического мастерства, расширяется образовательное пространство ДОУ.

    Конечно есть и сложности у нас в работе. Это недостаточный уровень готовности педагогов к непрерывной системной работе по реализации инновационного вида деятельности.

    Не оснащенность предметно- пространственной развивающей среды.

    Рекомендовано воспитателю и педагогу – психологу пройти «проблемную» курсовую подготовку по данной тематике.

    Мы находимся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируем направления работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом, пополняем развивающую среду.

    Категория: Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов | Добавил: rrr0901 (15.06.2018)
    Просмотров: 258 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]