«Дорогой познания» -индивидуальная работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность темы
Сегодня в образовании есть одна важная проблема - это развитие новых подходов в образовании к детям с особыми потребностями. Таким подходом можно считать развитие инклюзивной модели образования. Она обеспечивает возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Термин «Инклюзивное образование» в нормативной базе РФ впервые появился в 2012 году и имеет непосредственное отношение к обучению с ограниченными возможностями здоровья. В законе «Об образовании в РФ» введено следующее определение: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных потребностей». Несмотря на то, что это понятие недавно появилось, инклюзивное образование прочно вошло в нашу жизнь.
Так что же все такое инклюзивное образование? «Инклюзия» в переводе с английского – включенность. Инклюзивное образование обеспечивает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность. Не просто ребенок пришел в группу, а меняется организация пространства учреждения, учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка в социум.
Инклюзивное образование предполагает обеспечение коррекций нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им помощи в освоении программ детского сада. Ведь одной из задач ФГОС в дошкольном образовании как раз является необходимость обеспечения равных возможностей детей для полноценного развития не зависимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.
Данный вид обучения делает возможным оказания необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи гораздо большему количеству детей. Так же позволяет обеспечить поддержкой в виде консультации, подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
Цель инклюзивного образования в достижении всеми детьми определенного общественного статуса. Утверждения своей социальной значимости. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями позволяет почувствовать себя уверенными, так же придает уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.
Существует 8 принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны человека.
В 2016 году в наш детский сад поступил ребенок с диагнозом ранний детский аутизм. Ребенок посещает старшую группу. С ним постоянно находится педагог.
Когда данный ребенок поступил к нам детский сад у нас не было опыта работа с такими детьми. Мы сами изучали всю имеющуюся литературу по данной теме, через интернет ресурсы находили нужную информацию, касающуюся работы с детьми РДА. Посещали обучающиеся семинары, вебинары. Но как говорится: «Теория – это хорошо, а практика - лучше».
Свою работу мы начали с наблюдения за поведением ребенка в его свободной деятельности. Проводили беседы с мамой: о режиме ребенка, любимых играх, эмоциональном состоянии. Во время беседы мы выявили какие трудности у мамы возникают в воспитании. В ходе обследования заполнялась диагностическая карта на ребенка (Н.В. Верещагина «особый ребенок в детском саду»).
На основании всего этого была разработана коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья. Программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса, направлена создание в детском саду специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей.
Цель программы оказание комплексной коррекционно -психолого - педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения, социальной адаптации и формирования предпосылок к учебной деятельности.
Задачи:
Преодоление негативизма при общении и установлении контакта;
Развитие познавательных навыков;
Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Данная программа осуществляет образовательный процесс в двух организационных моделях:
Совместная деятельность педагога и ребенка.
Максимально возможная самостоятельная деятельность.
Программа разработана в двух направлениях :
Психодиагностическое;
Коррекционно-развивающее.
Психодиагностика-это психологическое исследование, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций. Диагностика имеет несколько видов исследования: беседу, тестирование, наблюдение, организованные игры.
Коррекционно-развивающее направление – это комплекс мер, воздействующих на личность и коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционная работа проводится по нескольким направлениям.
Первое направление: диагностика эмоционально-поведенчиских реакций, активности, внимания и памяти.
Второе направление: установление эмоционального контакта.
Третье направление: развитие восприятия и воображения.
Четвертое направление: развитие внимания, памяти, личностно-мотивационной сферы.
Пятое направление: консультативное.
Диагностика проводится методом наблюдения за ребенком, за его поведением.
Установление контакта занимает длительное время (одно из важных направление в работе).
Так же не менее важным направлением в работе является побуждение к деятельности, неоднократное повторение игр.
В работе опираюсь на методики:
Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Кореккционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».
Игры и упражнения с особым ребенком. Руководство для родителей. Перевод Н.Л. Колмагоровой.
И.А. Пазухина Давай познакомимся! Треннинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.
При установлении контакта с ребенком надо быть очень осторожным, такие дети очень гипречуствительны к окружающим раздражителям: резкий звук, свет и даже прямое обращение вызывает у них чувство дискомфорта. Поэтому мы соблюдаем такие правила:
Не говорим громко,
Не делаем резких движений,
Не смотрим пристально в глаза
Ведем себя не слишком активно и навязчиво.
В противном случае ребенок может проявлять знаки протеста: кричать, закрывать глаза, убегать.
Когда ребенок начал с удовольствием приходить на занятия, при встрече обнимать и даже целовать, мы поняли, что установили контакт с ним. И работа с ребенком продолжилась.
Ребенок очень любит рисовать как карандашами, так и красками. В основном рисует свои рисунки по воображению. При помощи рисования мы изучали цвета.
Любит лепить из пластилина. Все детали лепит в точности и очень мелкие фигурки. Мы обратили внимание, что ребенок очень любит заниматься лепкой и поэтому предоставили ему данную возможность и поддерживали его в этом.
Так же он любит заниматься аппликацией, вырезать различные фигурки из цветной бумаги и приклеивать их.
Метод работы с песком:
Стабилизирует эмоциональное состояние, уходит нервное напряжение и поднимается настроение. Ребенок любит рисовать в песке пальчиком, оставлять след от ладошки, играть с песком. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческие способности. Служат помощниками в развитии координации движений, мелкой моторики и глазомера. Способствуют у ребенка выработке уверенности в себе. Таким образом, игры с песком просты, интересны и всегда, во все времена нравятся детям.
Метод музыкальной терапии:
Наш музыкальный руководитель и педагог, который находится с ребенком, при помощи музыки помогают наладить коммуникацию. Метод музыкальной терапии помогает вербальному общению. Ребенок любить посещать данные занятия, слушать песни и пытаться подпевать. На таких занятиях развивается поддражение, двигательная активность и положительные эмоции.
При помощи занятий с кубиками мы изучали геометрические фигуры и закрепляли понятие о цвете.
Свои занятия мы строим от простого к сложному. Занятия строятся на повторении практических упражнений. При обучении ребенка используем наглядный материал: картинки, игрушки, кубики, предметы обихода. При чем на первых занятиях мы действовали за ребенка, управляя его руками.
Чтобы на занятие создать и закрепить ситуацию успеха у ребенка обязательно хвалим ребенка, говорим «Молодец!» и гладим по руке.
Хочу привести результаты проведенной работы:
2015-2016г.г.
2016-2107г.г.
Усидчивость
Отвлекался на окружающие предметы, бегал по кабинету, сидеть долго на занятии не мог.
Может более долгое время находится на занятии у психолога. Присутствует на занятии в группе(до15мин).
Память
Не запоминал педагогов, терялся в пространстве.
Охотно идет к педагогам, которые с ним работают. Самостоятельно находит кабинет психолога и свою группу.
Речь
Изредка издавал непотные звуки, в основном молчал.
Понятнее выражается свои просьбы, повторяет слова за педагогом, более понятно проговаривает то, что делает.
Результатом данной работы стало создание комфортной и развивающей среды. Обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствование достижения целей специального коррекционного образования. Обеспечило его качество, доступность и открытость для детей и их родителей.
Формировало у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как уважение, толерантность, предоставило возможность для развития навыков и талантов, возможность взаимопомощи. Происходит рост педагогического мастерства, расширяется образовательное пространство ДОУ.
Конечно есть и сложности у нас в работе. Это недостаточный уровень готовности педагогов к непрерывной системной работе по реализации инновационного вида деятельности.
Не оснащенность предметно- пространственной развивающей среды.
Рекомендовано воспитателю и педагогу – психологу пройти «проблемную» курсовую подготовку по данной тематике.
Мы находимся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируем направления работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом, пополняем развивающую среду.