Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [0]
Дошкольное образование – доступность и качество [12]
Дополнительное образование – время перемен [1]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи [5]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [7]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2018 » Дошкольное образование – доступность и качество

    Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников

    «Процесс развития детей

    и становление всех его физических функций

    неразрывно связано с двигательной активностью,

    как мощным и стимулирующим фактором физического,

    интеллектуального и эмоционального развития ребенка».

    И. А. Аршавский

     

    В последние годы заметно возросла потребность в эффективных

    • воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайно и связано, прежде всего, с музыкальным развитием от младшего возраста до последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

    Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на неё: развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

    Задачи состоят в следующем:

    - научить детей согласовывать движения с характером музыки: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

    - развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют ритмическую выразительность, откликаются на неё и передают её в движении;

    - развивать художественно-творческие способности, которые проявляются у детей в своеобразном индивидуальном выражении, игрового образа.

    С 2015 года работаю над темой "Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников". Использую программу "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

    Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности.

    При помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески). Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность

    Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

    Условия возникновения опыта.

    Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников. Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, большинство родителей, как никогда раньше, главной задачей считают "научить ребенка красиво двигаться». Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.

    • под музыку издревле применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Буренина А. И. констатировала, что приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне. Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.

    Актуальность и перспективность опыта.

    Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

    При проведении непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» в разделе «Музыкально - ритмические движения», я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друга. Изучая проблемы музыкально - ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют отсутствием инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.

    Поэтому, изучая методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», и основываясь на них, определяю цель своей работы.

    Стараюсь подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество, т.к. танец развивает эмоциональную сферу детей, поднимает настроение, повышает жизненный тонус. Мир дошкольника – это мир эмоций, который безграничен.

    В своей работе я применяю различные методические приемы:

    1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

    2. Выразительное исполнение движения под музыку;

    3. Словесное пояснение выполнения движения;

    4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

    5. Творческие задания.

    Для своих танцевальных постановок подбираю музыку со словами, это дает мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривают слова песни, что облегчает сам процесс разучивания танца. Увидев однажды, с каким интересом мальчики включились в разучивание танца "Ковбои", «Гномики» и др. я поняла, что веселая песня со смешным текстом и заводным ритмом "сделали свое дело". Наблюдая за тем, как активно и с каким интересом дети взялись за разучивание новых движений, как в юных танцорах проснулся соревновательный момент («Танец капризных принцесс», «Танец Джентльменов»), как каждый старался, как можно более эмоционально передать характеры своих героев, я заметила, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей: улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выразительно выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально–дидактических играх. Проанализировав свою работу, я решила внедрять такую практику, начиная с детей 3 лет. Один из важнейших приёмов обучения – целостный наглядно-слуховой показ.

    К подбору музыки на музыкальные занятия надо относиться очень серьезно, использовать музыку, доступную для восприятия ребенка. Мною используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения в современной обработке. Все это очень хорошо сочетается с программной музыкой.

    Системная организация работы привела к достижению максимально-возможных результатов:

    - у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;

    - сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально - ритмической деятельности;

    - появился интерес к танцу, ритмопластике;

    - обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров;

    - проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.

    Дети с удовольствием и успехом выступают с постановками моих танцев на различных мероприятиях поселка, школы, СДК. Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.

    Перспективы моей работы предполагают:

    1. Совершенствование технологии «Развитие музыкально - ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»;

    2. Продолжение углубленной работы с детьми по музыкально- ритмическому воспитанию;

    3. Принимать участие в танцевальных конкурсах предложенных методическим отделом УО.

    Категория: Дошкольное образование – доступность и качество | Добавил: rrr0901 (15.06.2018)
    Просмотров: 356 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/5
    Всего комментариев: 2
    2 elka66  
    Спасибо за отзыв! Всегда рады видеть в нашем детском саду родителей и гостей. Очень приятно всему педколлективу, когда в мероприятиях участвуют не только дети, но и родители. Своим примером они вселяют в детей уверенность в свои творческие силы. Коллеги согласны со мной?

    1 ivanowal80  
    Елена Андреевна, спасибо за материал! Видна работа музыкального руководителя на лицо. Разучивание музыкально-ритмических движений и танцевальных постановок в детском саду считаю не из легких, но детям очень нравится участвовать в них, а нам взрослым - папам и мамам радостно наблюдать, какие у нас талантливые дети. Спасибо за вашу работу!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]