ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
ЗНАЧЕНИЕ: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток -1.5-2 минуты.
Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство детей: ёрзание на стуле, зевание, ослабление внимания, отвлечение и т.д.
Вариантов проведения физкультминуток множество:
Обще-развивающие упражнения (3-4 упражнения, ходьба или бег на месте)
В форме подвижной игры. Движения и упражнения должны быть знакомы детям и несложны в исполнении
В виде танцевальных движений под музыку, пение воспитателя или детей.
В форме дидактической игры.
Движения под стихотворение, потешки, загадки, считалки.
В форме имитации различных движений. (дровосек, водитель, летчик)
Для отдельных частей тела, мимические упражнения, зрительная гимнастика.
При составлении занятия необходимо учитывать следующее:
-включать физкультминутку лучше во вторую половину занятия;
-упражнения выбирать в зависимости от характера и условий проводимого занятия;
-упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
-упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
- физкультминутка не должна длится более 4 минут;
-еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, или заменяются новыми;
-учитывать возраст детей;
-не следует проводить физкультминутку, если дети работают сосредоточено (экспериментальная деятельность, изодеятельность)
Хочется подчеркнуть, что не следует связывать содержание физкультминутки с выполнением детьми умственных заданий: сделать столько же движений, сколько раз воспитатель ударит в бубен, наклониться на один раз меньше (больше), чем кружков на карточке. В этом случае физкультминутка становится частью занятия, так как выполняет ещё и обучающую функцию, не позволяя полноценно отдохнуть ребёнку и переключиться на другие виды деятельности.
Сейчас мы покажем физминутки для среднего дошкольного возраста. Первая физминутка проводится в начале занятия и мы сейчас поприветствуем вас.
Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое!(дети поднимают руки вверх, соединяя пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверху разведены в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок!(качают руками)
Здравствуй, маленький дубок! (наклоняются)
Я живу в родном краю! (разводят широко руки в стороны)
Всех я вас приветствую! ( кланяются)
Физминутки «Мышонок», «Вместе» можно проводить по различным образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, стоя возле стульев или в кругу.
Мышонок.
Скок-скок-скок-поскок (прыжки)
Сел мышонок на пенёк,
В барабан он громко бьёт
На разминку всех зовёт! (присели, бьют в барабан)
Лапки вверх и лапки вниз,(поднимают и опускают руки)
На носочки подтянись.(тянутся на носках вверх)
Лапку ставим на носок ,
А затем на пятку!
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку! (пружинка)
Вместе.
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покачаем головой,
И помашем мы рукой.
Другу руки подаём (объединится в пары)
И покружимся вдвоём! (покружиться парами на месте)
Физминутку в виде пальчиковой гимнастики можно использовать на занятиях по ИЗО для снятия напряжения в пальцах.
Засолка капусты.
Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от
себя.)
Мы капусту солим, (Имитировать посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.)
Для физминуток используем имитационные движения.
Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремок придёт?