Мониторинг как средство определения качества знаний по иностранному языку
Мониторинг — это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития. Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования.
Ведущими функциями мониторинга в образовании являются: информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая.
Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в образовании, осуществляемых в районе или внутри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебного процесса.
Существуют разные виды мониторинга. Учителями иностранного языка используется проведение диагностического мониторинга.
Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся. Диагностический мониторинг может проводиться на различных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учебного материала и осуществляют деятельность по диагностическому мониторингу на уровне класса. Диагностические системы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо усвоенных умений и навыков;
В рамках работы ТГПР учителей иностранного языка, используется модель «вход—выход».
заседании ТГПР в августе месяце всеми учителями обсуждается параллель, в которой будет проходить диагностическая работа. На первом этапе (октябрь) разрабатываются задания на основе материала, пройденного в прошлом году с учётом изученных тем текущего года. Сложность контрольной работы соответствует базовому уровню учебной программы.
Работа состоит из заданий, направленных на проверку уровня сформированности навыков чтения, аудирования, используются тестовые задания для проверки знаний грамматики и лексики.
На втором этапе (май) диагностическая работа составляется с учётом изученного материала по аналогичным разделам.
Данные, полученные по итогам проведённых работ собираются в сводную таблицу, где представлена динамика результатов. На основании полученных результатов и предоставленных аналитических отчётов учителей делаются выводы о причинах снижения успеваемости и качества знаний по предмету.
Сводная таблица результатов первого и второго этапов мониторинговых исследований качества образования по английскому языку в 7-х классах образовательных учреждений Советского района
Ф.И.О учителя
Класс, школа
Уровень выполнения в %
Качество выполнения в %
Средний бал
Входной
контроль
Выходной контроль
Динамика (+ -)
Входной
контроль
Выходной контроль
Динамика (+ -)
Входной
контроль
Выходной
контроль
Динамика
(+ -)
Чихирёва М.В.
МБОУ-ООШ с. Александровка
83,4
100
+16,6
25
33
+8
3,1
3,4
+0,3
Петриченко Т.А.
МБОУ- СОШ п. Пушкино
88
86, 95
-1,05
32
26
-6
3,2
3,13
-0,07
Кошаева М.А.
МБОУ- СОШ с. Мечётное
83,3
100
+16,7
50
50
-
3,5
3,5
-
Мамонова К.В.
МБОУ-СОШ с. З.Степь
100
42
3,1
Замудрякова Н.В.
МБОУ-ООШ с. Любимово
90
90
-
40
40
-
3,3
3,3
-
Поддубная Е.В.
7а, МБОУ- СОШ №1 п.Степное
80
60
3,8
Гордеева Н.А.
7а, МБОУ- СОШ №1 п.Степное
100
92
-8
63
58
-5
3,6
3,6
-
Кустова Ж.Ю.
7б, МБОУ- СОШ №1 п.Степное
50
25
3
Лёвушкина Е.В.
7б, МБОУ- СОШ №1 п.Степное
50
25
3
Новикова Л.Ф.
7в,МБОУ Лицей п.Степное
71,4
42,8
3,2
Носова Е.А.
7а, МБОУ Лицей п.Степное
78,6
57,1
3,3
Кустова Т.Н.
7б МБОУ Лицей п.Степное
86,7
60
3,6
итого
83,3
44,1
3,3
Цель контроля: выявления уровня качества образования по английскому языку, выполнения требований государственного образовательного стандарта по английскому языку в 9 классах.
Текст контрольной работы составлен на основе изученного материала. Задания направлены на проверку знаний грамматики, лексики, умения работы с текстом (полное понимание текста)
Уровень сложности контрольной работы соответствует базовому уровню учебной программы.
Средний уровень результатов по району составил 97%. В сравнении с первым этапом мониторинга наблюдается положительная динамика 7% (1 этап 91%).
Качество знаний по результатам выполнения составило 54%. Произошло увеличение показателя на 3% по сравнению с первым этапом (51%)
Результаты 2 этапа мониторинга показали, что хорошо усвоены темы:
- употребление артикля;
- употребление временных форм глагола;
- полное понимание текста
Присутствуют определённые трудности при выполнении заданий:
- словообразование;
- употребление пассивного залога
Причины затруднений при выполнении данного вида заданий заключаются в недостаточной отработке данного грамматического материала, слабо сформированном навыке использования полученных знаний на продуктивном уровне.
Рекомендации:
Необходимо добиваться осознанного употребления в устной и письменной речи учащихся употребления пассивного залога, использовать различные виды тренинга для формирования устойчивого навыка словообразования, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися, систематически проводить работу по активизации изученного материала.
Сводная таблица результатов первого и второго этапов мониторинговых исследований качества образования по немецкому языку в 5-х классах образовательных учреждений Советского района
Ф.И.О учителя
Класс, школа
Уровень выполнения в %
Качество выполнения в %
Средний бал
Входной
контроль
Выходной контроль
Динамика (+ -)
Входной
контроль
Выходной контроль
Динамика (+ -)
Входной
контроль
Выходной
контроль
Динамика
(+ -)
Резяпова Е.В.
5а,5б, МБОУ Лицей п.Степное
78,6
100
+50
50
57
+7
3,6
3,7
+0,1
Бисинова А.С
МБОУ-ООШ с.Новокривовка.
100
100
-
66,6
33,3
-33,3
3,6
3,3
-0,3
Бисинова А.С
филиал МБОУ-ООШ с.Новокривовка
100
100
-
50
50
-
4
3,5
-0,5
Слепова Л.И.
МБОУ-СОШ п. Советское
100
100
-
73
64,2
-8,8
4,2
4
-0,2
Солдатенкова А.Ж.
МБОУ-ООШ с. Розовое
-
100
-
80
-
4,4
итого
94,6
59,9
3,8
Цель контроля: выявления уровня качества образования по немецкому языку, выполнения требований государственного образовательного стандарта по немецкому языку в 6 классах.
Текст контрольной работы составлен на основе изученного материала. Задания направлены на проверку знаний грамматики, лексики, умения работы с текстом.
Уровень сложности контрольной работы соответствует базовому уровню учебной программы.
Средний уровень результатов по району составил высокий уровень 93%.
Качество выполнения заданий составило 78%, что на 25% выше, чем на первом этапе мониторинга.
Результаты 2 этапа диагностического контроля показали, что хорошо усвоены темы:
- словообразование в немецком языке;
- употребление степеней сравнения прилагательных,
- понимание текста.
Присутствуют определённые трудности при выполнении заданий:
- употребление предлогов в дательном падеже,
- образовании прошедшего времени Perfekt.
Причины затруднений при выполнении данного вида заданий заключаются в недостаточной отработки данного грамматического материала, слабо сформированный навык употребления изученного материала при выполнении заданий,
Рекомендации:
Необходимо добиваться осознанного употребления в устной и письменной речи учащихся грамматических структур, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися, организовать повторение пройденного материала.
Полученные результаты обсуждаются на заседании ТГПР. Учителя делятся эффективными методическими приёмами, которые позволяют добиваться повышению уровня и качества знаний учащихся, повышать мотивацию к изучению иностранного языка
Спорным остаётся вопрос о честности проведения диагностической работы учащимися школ района. Необходимо внести изменения в процесс проведения диагностики и мониторинга в школе для учета индивидуальных достижений, обучающихся в связи с реализацией ФГОС второго поколения.
Проведение диагностических работ помогает собрать и систематизировать цифровой материал, который необходим учителям при прохождения аттестации (оформление портфолио), определить уровень качества образования по предмету и выполнения требований государственного образовательного стандарта по иностранному языку. Для руководителя ТГПР –это возможность увидеть имеющиеся затруднения у учителей и определить пути решения возникших трудностей на заседаниях ТГПР. В конечном итоге мониторинг позволяет добиваться положительной динамики качества знаний по предмету.