Муниципальная научная лаборатория как инновационная модель муниципальной методической службы
Сегодня, в условиях нарастания международной конкуренции, проблема развития образовательных учреждений находится на острие государственного, профессионально-педагогического и общественного внимания.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям современной общественной жизни. Реалии таковы, что стране сейчас, как никогда, для развития экономики требуются «качественные» учёные, инженеры и технические работники, юристы, экономисты.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Внедрение в практику новых методик и образовательных технологий способствует включению педагогов в инновационную деятельность, которая совершенствует профессиональное мастерство, стимулирует творческую активность в работе с учениками.
Для современной школы характерно состояние постоянного поиска и совершенствования методик и технологий образовательного процесса, применение которых повышает эффективность образовательной среды, а, следовательно, и качество образования
Программа развития МБОУ-СОШ №1 направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствовала бы разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности, целью которой должны стать конкурентоспособные выпускники, освоившие и способные осваивать разные виды деятельности. Современный инновационный процесс отличает большая свобода выбора и разнообразие видов инновационной деятельности. Значительная инновационная свобода педагога приводит, с одной стороны, к углублению профессионально необходимых знаний и опыта, к усилению педагогического творчества, с другой – к избирательности инновационной деятельности. Другими словами, педагог осваивает и совершенствует охотнее всего то, что ему наиболее интересно, что получается лучше всего.
Для обеспечения
-профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников школы и района,
-освоения нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности,
целью организации экспериментальной и инновационной деятельности в рамках учебных предметов в нашей образовательной организации на базе уже эффективно работающего подразделения Школы передового педагогического опыта, по инициативе педагогических работников и поддержке управления образования была организована работа нового методического подразделения: Муниципальной научной лаборатории. Муниципальная научная лаборатория – особая форма деятельности, интегрирующая в себе науку и практику. Это своеобразный задел инновационной деятельности, аккумулирующий в себе опыт педагогов-исследователей в реалиях современной школы.
Основной целью создания муниципальных научных лабораторий является повышение эффективности образовательного процесса.
В качестве первоочередных задач МНЛ можно выделить:
-апробацию педагогических инноваций
-повышение квалификации педагогических работников по вопросам организации инновационной деятельности
-участие в проведении научно-практических конференций, конкурсов, семинаров
-подготовка к изданию материалов, отражающих результаты деятельности Л.
На базе МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное третий год работает Муниципальная научная лаборатория по направлению «Совершенствование педагогических инструментов, ориентированных на достижение нового качества образования».
Для открытия муниципальной научной лаборатории необходимо направить пакет необходимых документов в отдел сопровождения инновационных проектов ГАУ ДПО «СОИРО»:
-Положение об организации работы Муниципальной научной лаборатории.
-формирование готовности педагогических работников школы к самостоятельному проектированию своей профессиональной деятельности в
условиях, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения,
-формирование у преподавателей высоких профессиональных идеалов, методических навыков, потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи:
-формирование установки на творческую деятельность педагогических
работников, развитие мотивации к творческому росту;
-стимулирование стремления к самосовершенствованию;
-изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка интересов, склонностей, способностей учащихся;
-развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
-создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
-формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не к его результату;
-содействие успешной социализации учащихся.
Основные направления работы муниципальной научной лаборатории:
-внедрение интерактивных технологий в образовательное пространство
школы;
-изучение необходимых условий для достижения положительного результата работы педагогического и ученического коллективов;
-проектно – исследовательская деятельность как средство формирования
ключевых компетенций учащихся.
Сегодня, в условиях нарастания международной конкуренции, проблема развития образовательных учреждений находится на острие государственного, профессионально-педагогического и общественного внимания. Происходящие в стране социально - экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям современной общественной жизни. Изменения, происходящие в современной системе образования нацелены на развитие новых способов обучения, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыком самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Поэтому, творческого ребенка может воспитать только творчески работающий учитель, позволяющий успешно активизировать детскую одаренность, совмещать управление, контроль процесса обучения и развития детской одаренности в результате своей инновационной деятельности. Любая инновация только тогда означает инновационный продукт, когда она апробирована, продиагностирована, проанализирована и рекомендована для внедрения в образовательный процесс.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Как структурный элемент методической службы образовательного учреждения МНЛ ориентирована не только на инициативных, готовых к инновациям педагогов, но и на администрацию образовательного учреждения и на учащихся.
Для педагогов:
- изучение новой технологии, инноваций,
- организация экспериментальной работы
- создание банка данных прогрессивных педагогических идей
- апробация и внедрение передовых педагогических технологий, авторских программ,
- интегрированных учебных программ по изучаемым предметам
- внедрение изучаемых технологий в образовательный процесс
- презентация инновационной деятельности на различных уровнях
Для администрации образовательного учреждения:
- возможность максимального внедрения в образовательный процесс приоритетных технологий обучения;
- возможность превратить образовательный процесс в результативную творческую созидательную работу;
- возможность мониторинга происходящих изменений, оценки уровня осуществляемой деятельности.
Для учащихся:
- выработка таких характеристик как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность
- умение принимать самостоятельные решения
- умение адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере
- умение разрешать проблемы и работать в команде.
Планирование методической работы МНЛ органически взаимосвязано с концепцией и единой методической темой учреждения.
Работа муниципальной научной лаборатории строится на принципе диссеминации инновационного опыта учителей посредством
-проведения обучающих семинаров для учителей Советского муниципального района
- проведения он-лайн педсоветов по изучению различных видов технологий
- проведения мастер-классов с применением инновационных технологий.
Координационной группой МНЛ являются учителя, члены Школы передового педагогического опыта, профессионального объединения педагогов, осуществляющих проведение инновационной научно – практической деятельности по предметам образовательного плана, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества с целью поиска оптимальных путей применения передовых и инновационных технологий в образовательном процессе.
В 2014-2015 учебном году работа лаборатории проходила по принципу внутришкольной диссеминации педагогического опыта учителей МБОУ СОШ №1.На заседаниях МНЛ рассматривались теоретические и практические вопросы состояния и повышения эффективности образовательного процесса в учреждении. Решая педагогические задачи в МНЛ теоретически, у педагогов появляется видение тех проблем, которые могут возникнуть при осуществлении образовательной деятельности, и главное - они приобретают опыт принятия оптимальных решений в соответствии с определенными условиями.
С 2015-2016 учебного года работа МНЛ строится по принципу внешкольной (муниципальной, региональной) диссеминации педагогического опыта учителей членов ШППО МБОУ СОШ № 1 п. Степное
Так, в 2015-2016 учебном году координационной группой МНЛ были проведены:
Семинар для учителей МБОУ СОШ №1 по теме: «Технология сотрудничества: принципы, приемы, методы»
Обучающие семинары для учителей района:
-«Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность».
В семинаре приняло участие 30 учителей Советского района.
- «Красота спасет мир, или Арт-педагогика, как одна из инновационных технологий»
В работе семинара приняли участие 35 учителей различных общеобразовательных предметов Советского района
- «Мастер-класс — это...»
В работе семинара приняли участие 35 учителей различных общеобразовательных предметов Советского района.
- Дистанционный педсовет "Технология ТОГИС: принципы, приемы и методы.
В работе педсовета приняли участие 24 педагога Саратовской области.
На основании
- плана работы муниципальной научной лаборатории Советского района,
- в соответствии с планом работы МКУ «Информационно-методического отдела управления образования Советского муниципального района»,
- с целью подведения итогов в опытно-экспериментальной деятельности, программах регионального, муниципального уровня, обновления содержания форм и методов методической работы в образовательных учреждениях Советского района с 20 по 24 июня 2016 года прошла VI Педагогическая Ассамблея «Новая школа - новый учитель», с использованием дистанционных образовательных технологий на страницах сайта управления образования. Учителя МБОУ СОШ №1 п. Степное, вместе с учителями района и области приняли активное участие в работе VI Педагогической Ассамблеи «Новая школа - новый учитель». На площадке «Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы» 13 учителей МБОУ СОШ №1 п. Степное, Советского, Энгельского, Духовницкого районов, г. Маркса поделились своим мастерством.
В 2016-2017 учебном году МНЛ продолжила работу по внешкольной диссеминации педагогического опыта.
Уже были проведены:
1).В октябре был проведен Обучающий семинар для учителей района «Смешанное обучение, или «суп из топора». В работе семинара приняли участие 45 педагогов школ Советского района.
2).Online педсовет "Ресурсы современного урока, обеспечивающие усвоение новых образовательных стандартов" В работе педсовета приняли участие 17 учителей из 11 районов Саратовской области
Планируются:
3).Дистанционный конкурс для педагогов "Инновационные педагогические технологии - залог успеха наших детей»
4).Региональный обучающий семинар для учителей Советского района и Саратовской области: « Смешанное обучение – первые шаги»
5).Фестиваль презентаций «Мир инновационных образовательных практик: шаг навстречу» ( что для вас значат современные технологии, конкурс для учителей)
6).VII Педагогическая Ассамблея «Новая школа - новый учитель»
О том, что педагог живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
Реализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры, как части профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. Международный опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов учителей школ (сайты школ), так и отдельных учителей и учащихся. Персональный сайт МНЛ открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом педагогов и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности при дистанционном обучении учащихся, при построении индивидуальной образовательной траектории, при организации проектной деятельности учащихся, сайт становится средством организации информационно - образовательного пространства в профильной школе. Вся деятельность МНЛ отражается на персональном сайте http://nsportal.ru/elena-anatolevna-beybulatova.
.Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Сложности при использовании инновационного продукта
Пути преодоления
Недостаточный уровень готовности педагогов к непрерывной системной работе по реализации инновационного вида деятельности.
Повышение мотивации педагогов посредством проведения информационных, обучающих семинаров, открытых занятий, мастер-классов
Изменение статуса педагога, его образовательных функций, изменение требований к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
Методическая поддержка профессионального саморазвития учителя, формирование системы развивающего взаимодействия с ним, ориентированной на выявление, разрешение и предупреждение проблем, конструктивное преодоление кризисных периодов, непрерывное становление субъектного опыта учителя, в котором он не только находит возможности для успешной самореализации, но и содействует развитию партнеров по взаимодействию.
Промежуточные итоги работы МНЛ за данное время:
1. Победитель регионального конкурса Лучшая Муниципальная научная лаборатория 2015года в номинации «За создание эффективной образовательной среды»
2. Диплом 1 степени в региональном конкурсе Лучшая Муниципальная научная лаборатория 2016 года в номинации «Лидер в области внедрения интерактивных технологий».
3. Диплом 3 степени в региональном конкурсе муниципальных методических служб в номинации «Инновационная модель муниципальной методической службы».
Включение в работу новой волны педагогической мысли приносит положительные результаты, открывающие новые профессиональные горизонты