Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.
Для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно технология модульного обучения. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учиться общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.
Данная технология рассматривается как разновидность блочного обучения. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению опираясь на программу курса, распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это организация процесса обучения, основанная на индивидуально-дифференцированном подходе, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы учитель имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.
Принципами модульного обучения являются:
1. Принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
2. Принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3. Принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны - реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося - все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).
Достоинства модульного обучения:
- повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
- компетенция определяет необходимые личностные качества;
- сокращение сроков обучения;
- реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
- быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
Первый этап. Его можно назвать проектированием содержания модульного обучения.
На втором этапе проектирования для усвоения тех или иных навыков разрабатываются учебные элементы , которые являются основным дидактическим материалом в модульной системе обучения. Каждый учебный элемент содержит в себе практические умения и навыки или теоретические знания, которые необходимо усвоить.
Третий этап предполагает технологическую подготовку к проведению учебного процесса: материальное обеспечение мест для работы учащихся, создание контрольной учетной документации, изучение инструктором (или мастером) всех умений и навыков, которые приведены в конкретном учебном элементе.
На четвертом этапе совершается непосредственное обучение по модульной технологии.
Для составления модульного урока необходимо пользоваться следующим алгоритмом:
1) определение места модульного урока в теме;
2) формулировка темы урока;
3) определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель - интегрирующая, и конечных результатов обучения;
4) подбор необходимого фактического материала;
5) отбор методов и форм преподавания и контроля;
6) определение способов учебной деятельности учащихся;
7) разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение частной дидактической цели каждого из них.
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Учащиеся получают информацию о целях учебных занятий по новой теме, структурой информационного блока, датой зачета, с целью ознакомления с новым материалом, и тем самым планируют предстоящую деятельность. Технология учебного процесса способствует легкости, комфортности продвижения учащихся в этом процессе: ученик точно знает, что, когда и в каком объеме он должен сделать.
При модульном обучении чаще используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливается его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.
В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.
При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.
Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения несколько выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся. На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.
Практика использования модульного обучения показала, что:
• она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;
• данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;
• данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика; применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классах до 100 %, а качество – до 80–85 %.
В практике учителя применяют указанные типы уроков, изменяя их в соответствии с условиями школы и контингентом учащихся. При организации образовательного процесса на старшей ступени расширяют спектр форм и методов обучения, объединяя их в комплекс и выбирая наиболее оптимальный вариант, соответствующий принципам модульного обучения и современным требованиям к уроку. Этот комплекс обусловлен особенностями модульной технологии и специфическим характером обучения, который создаёт мотивацию к изучению темы, требует чёткого целеполагания, структурирования содержания, доминирования самостоятельной работы (коллективно, в группе, индивидуально), введения современных эффективных форм контроля и оценки. Практически все уроки носят проблемный развивающий характер. Особое внимание уделяется формированию и развитию не только общеучебных умений и навыков, но практических компетенций, необходимых для дальнейшего обучения профессии и решения реальных жизненных проблем. Несмотря на жёсткую алгоритмизацию при работе с модульной программой, в нашей системе уроков мы отводим место и для занятий творческого характера, для нетрадиционных интерактивных уроков. При использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация, что так необходимо при переходе на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего и среднего полного образования.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/modulnoe_obuchenie.doc |