Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях

    Психолого-педагогическое сопровождение инновационного воспитательно-образовательного процесса

    Причины ввода ФГОС ДО  -  это обеспечение непрерывности образования человека на разных  ступенях, а также:

    1.Появление нового закона РФ  «Об образовании в РФ», регламентирующего функции ФГОСов.

    2.Выделение в качестве обязательного уровня общего образования дошкольной ступени

    3.Изменение взглядов общества на процессы воспитания и развития детей до 7-ми лет

    Также определена  система общего образования:

    Система  дошкольного образования  включает следующие  составляющие:  концепция дошкольного образования + федеральные государственные требования + ФГОС  дошкольного образования  (на данном этапе ребенок продолжает свое обучение в системе школьного  образования) ФГОС начального образования ФГОС общего образования.

    Работа психолога в сфере нововведений в современном дошкольном образовании идет на всех уровнях дошкольного образования:

             1.         Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности ДОУ.

             2.         Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой (педагог-психолог – соавтор преобразований образовательной среды).

             3.         Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в ДОУ.

             4.         Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований воспитательно-образовательного процесса.

             5.         Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

             6.         Популяризация достижений экспериментальной деятельности педагогического коллектива.

             7.         Участие в развитии психологической службы ДОУ. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в детском саду.

    Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы ДОУ. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала педагога-психолога.

    Педагог – психолог ДОУ участвует во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности ДОУ :

    1. выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.
    2. оценка ресурсов ДОУ для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога – анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей воспитанников, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.
    3. разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога – рефлексия по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержание эксперимента.
    4. реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей.
    5. трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.
    6. корректировка (возможно изменение) целей и задач ДОУ в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

    Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента.

    Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада. Педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.

    Всякая экспериментальная инновационная деятельность в детском саду является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любом и тем более экспериментальном ДОУ педагоги-психологи должны решать следующие задачи:

    33,3%  - психологическое просвещение педагогов, воспитанников и их родителей.

    33,3%  - диагностика и коррекция психического развития детей;

    33,3%   - психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред .

    Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в ДОУ, где воспитываются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, воспитатель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения, но и изменении учебного содержания, подборе дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Таким образом, структурируется видение ребенка воспитателем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам воспитательный процесс. Вместе с тем меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать воспитательно-образовательный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.

    В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретное ДОУ требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и ее технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в воспитательно-образовательный процесс. Это новая и сложная для педагога-психолога задача:

    во-первых, необходимо определиться с видом общеобразовательной программы, по которой осуществляется воспитание и обучение детей. Дело в том, что вне соотнесения с конкретной программой нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или иной образовательной технологии, а также результатов ее использования. Определение вида программы должно быть предметом специальной совместной работы воспитателя и педагога-психолога именно внутри воспитательно-образовательного процесса.

    во-вторых, в психологической оценке успешности экспериментального воспитательного процесса большое значение имеет учет социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Педагоги часто склонны недооценивать этот фактор в случае успеха эксперимента и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьезные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора – важный момент всей научно-методической части эксперимента.

    В функционале педагога – психолога имеется 3 перспективных направления работы:

    1. психологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута
    2. Профессиональная коммуникация. Или психологическое просвещение
    3. Диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния воспитательно-образовательного процесса. Это новая для психологической диагностики задача.


    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/teoreticheskaja_chast.docx
    Категория: Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях | Добавил: rrr0901 (20.06.2015)
    Просмотров: 492 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.2/5
    Всего комментариев: 3
    3 galiakbirowa  
    Марина Владимировна! С интересом прочитала вашу статью , познакомилась с деятельностью психолога в дошкольном образовательном учреждении. Хотелось бы увидеть в ней что-то из практики вашей работы.

    2 uspaliewa  
    Марина Владимировна, спасибо за представленный материал, с интересом ознакомилась.
    good

    1 ladibird  
    applause

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]