Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 12:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 10
    Гостей: 10
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Итоги работы ТГПР «Молодой педагог»

    Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе

    На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
    Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
     Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
      Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.  
    В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
    Признаки одаренности
         Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
       Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.  
       Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
      Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
    Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
       Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
    Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
    Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.      
    Виды одаренности 
    1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
    2) В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
    3) В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
    4) В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
     5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
    По критерию «форма проявления» можно говорить о:
     Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.  
       Скрытая одаренность проявляется в   замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
     Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения.Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.  
      С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания.
      Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников.   В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.
        Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами.
       Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения, отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.
    Учитывая психологические особенности одаренных детей, я на своих уроках использую следующие методы и приемы работы: проблемный диалог, пресс- конференция и др. Так, на уроке математики в 4 классе по теме: «Задачи на проценты», мной используется проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.
    Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)
    Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»
    -Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей:  Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)
    Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
    Например, урок технологии по теме: «Оригами».
    -Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?
     Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки «Каша из топора»
    Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
    Игра «Да-нетка», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.
     Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.
     Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности 
    — создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
    — включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;
    — формирование и развитие сети дополнительного образования;
    — организация научно-исследовательской деятельности;
    — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
    Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников 
    — тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
    — контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
    Поощрение одаренных детей 
    — Публикация в СМИ;
    — Стенд «Лучшие ученики школы»;
    — Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;
    Работа с родителями одаренных детей 
    — Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
    — Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
    — Поддержка и поощрение родителей одаренных детей



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/sekcija_molodoj_pedagog_musagalieva_zhg.e..docx
    Категория: Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» | Добавил: rrr0901 (23.06.2015)
    Просмотров: 846 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 7
    7 uspaliewa  
    Очень хороший материал. Спасибо большое , Гульнара Евгеньевна.

    3 Mila  
    Удачи в работе и воплощения всех методов и приемов работы с одаренными детьми.

    4 Мандаринка5789  
    Спасибо большое! angel

    2 Алия  
    Спасибо за прекрасный материал! Заинтересовали методы и приемы работы с одаренными детьми, пополню свою методическую копилку. Желаю успехов в педагогической деятельности!

    5 Мандаринка5789  
    Спасибо! Честно говоря когда-то меня тоже очень сильно заинтересовала именно данная тема, и теперь я стараюсь по больше уделять внимания этому вопросу.

    1 ирма7528  
    Хороший материал. Замечательно, что молодой педагог отметила, что детей не способных нет. Все дети одаренные. Со всеми детьми надо работать. Грамотный педагог приложит все силы для развития одаренности ребенка.

    6 Мандаринка5789  
    Огромное спасибо за за оценку материала, очень приятно! Постараюсь следовать вашему совету!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]